Математические трудности часто называют обобщающим термином «дискалькулия». Это слово пришло из английского языка и переводится как «неумение, неспособность подсчитывать». Синонимичное название расстройства — математическая дислексия. В МКБ-10 оно отнесено к категории специфических расстройств развития учебных навыков. В «чистом» виде нарушение проявляется редко. В большинстве случаев дискалькулии сопутствуют такие расстройства, как дисграфия, дислексия, СДВГ, бессонница. Распространенность дискалькулии среди дошкольников и младших школьников составляет около 6%. Мальчики и девочки в одинаковой степени подвержены этому нарушению.
Дискалькулию следует отличать от трудностей понимания и усвоения математики, связанных с нарушением интеллекта, поражениями органов чувств, неврологическими или моторными нарушениями, недоступностью образования для ребенка, низким уровнем владения языком, на котором ведётся обучение, а также влиянием неблагоприятных психосоциальных факторов.
Математические трудности проявляются у детей в неспособности освоить базисные операции: сложение, вычитание, умножение, деление. Ребенок с дискалькулией путает цифры и знаки, не может считать в уме и работать с абстракцией, ему сложно воспринимать формулировку задачи, удерживать в уме числовые данные, анализировать их, применяя различные математические подходы. Подросток может плохо ориентироваться на местности, составлять бюджет, понимать графики и табличные данные.
Важно, что подобные нарушения возникают на самых ранних стадиях развития ребенка, сопровождают его в детском саду, становятся заметными в первые годы школьного обучения, не исчезают со временем и не являются результатом недостаточного обучения.
При дискалькулии осложнён процесс освоения стандартной школьной программы, что приводит к плохим оценкам по многим предметам и развитию психологических проблем. Следствием неумения оперировать цифрами становится снижение здорового познавательного интереса, что приводит к пропускам занятий, а в долгосрочной перспективе — к отказу от приобретения полноценного образования и снижению качества жизни. Поэтому так важны своевременная диагностика и коррекция.
Мозговым субстратом счета является совместная работа затылочных, теменных и лобных систем мозга.
С точки зрения психологического содержания, понятие числа формируется на стыке нескольких психических процессов, их взаимодействия и взаимовлияния:
- зрительно-пространственного и телесно-пространственного восприятия, на основе которых формируется представление о схеме тела, понимание «левого» и «правого»;
- номинативной, организующей и регулирующей функций речи;
- наглядно-образной и вербально-логической форм мышления.
Психофизиологической основой любой высшей психической функции, включая счет, является функциональная система, которая локализуется в коре головного мозга по динамическому и системному принципу.
К высшим психическим функциям, необходимым для формирования счета, относятся:
- пространственные представления;
- зрительно-моторная координация;
- слухоречевая и зрительная память;
- оптико-пространственный гнозис (восприятие) и праксис (целенаправленное действие), пальцевый гнозопраксис;
- временные и количественные представления;
- восприятие и воспроизведение ритма;
- логические операции;
- речь.
В Центре когнитивных технологий специалисты работают по двум методикам коррекции математических трудностей у детей: дошкольники занимаются по разработанной в Англии программе «Нумикон», а для школьников выбрана программа коррекции дискалькулии Наталии Владимировны Пятибратовой «Учусь считать на пять».
«Нумикон» разработан так, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей: способность обучаться в практической деятельности, усваивать опыт в ходе простого наблюдения и распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при повторных предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
В «Нумиконе» числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия. Формы устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами.
С помощью форм «Нумикона» можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше предыдущего, видна разница между чётными и нечётными числами. «Нумикон» можно использовать, чтобы формировать у ребёнка понятие состава числа, простейшие счетные операции — сложение и вычитание.
В методике коррекции дискалькулии у школьников «Учусь считать на пять» Наталия Пятибратова предложила использовать паттерны-тортики. Они применяются не только для отработки навыков сложения и вычитания, но и для формирования понимания разрядного строения числа, умножения и деления. На занятиях уделяется внимание решению задач.
В программе актуализируется нейропсихологический подход: проводится работа с ритмом; дети выполняют упражнения на ковре нейропсихолога Татьяны Юрьевны Поневежской для активизации операционального уровня психической деятельности и уровня программирования, регуляции и контроля. Развиваются пространственная ориентировка, зрительная память, ощущение тела, восприятие, наглядно-действенное и образное мышление, внимание, воображение. Почти тридцать процентов времени занятия ребёнок находится в движении.
Коррекция математических трудностей — длительный и скрупулезный процесс, для успеха в котором необходимы не только заинтересованность специалиста и ребенка, но и поддержка со стороны родителей. При своевременной коррекции математические трудности преодолеваются: ребенок начинает осваивать счёт, простые операции и термины, его успеваемость в школе повышается, а дальнейшая взрослая жизнь получает больше перспектив.