Для оценки функционального состояния организма спортсменов в практике спорта предусмотрен ряд диагностических мероприятий на разных этапах подготовки. Определение личностных особенностей, а также уровня интеллектуального развития имеет свои особенности и рекомендовано проводить не чаще 2 раз в год, с интервалов в 6 месяцев, в связи с тем, что за данный период не происходит значимых изменений в психологическом развитии. Поэтому в работу спортивного психолога со спортсменами-хоккеистами 8 лет включены упражнения с использованием зрительно-координационного тренажера FitLight.
Развитие свойств внимания
В силу разнообразия сложных игровых ситуаций в хоккее, высокая степень концентрации внимания – необходимая предпосылка успешного выполнения поставленной задачи. Такая концентрация внимания может сохраняться в течение коротких промежутков времени и зависит от ряда причин – силы нервных процессов, характера и вида деятельности, уровня развития волевых качеств. Особенности переключения и распределения внимания также зависят от этих характеристик.
В связи с этим, программа развития свойств внимания для спортсменов 8 лет включала следующие упражнения:
Индивидуальная тренировка
Светодиоды (трех цветов) устанавливаются «треугольником» на расстоянии двух метров друг от друга. На появление определенного светового сигнала выполняется «своя» задача – отключение сигнала ногой или рукой. Время упражнения и временные промежутки между световыми сигналами устанавливаются на основании индивидуальных особенностей спортсменов.
Парная тренировка
Световые датчики расположены на координационной лестнице. Первый спортсмен передвигается по координационной лестнице к загорающемуся датчику, второй в различные промежутки времени подает ему мяч. Задача – выполнить все условия, не пропустив ни одного датчика и не потеряв мяч.
Упражнения для вратарей
Светодиоды (в количестве 6 штук) крепятся к штанге ворот по три на каждую сторону. Спортсмен стоит лицом к воротам. По команде гасит датчики тренажера правой или левой рукой (модификация – реагирование с клюшкой в руках).
Развитие индивидуальных особенностей памяти
В качестве одного из упражнений для спортсмена можно рекомендовать работу световых датчиков в привязке к технико-тактической ситуации. Это позволяет спортсмену представить ситуацию в целом и вычленить важные элементы, при этом время выполнения фиксировано. Выполняя задачу, спортсмен контролирует время на анализ ситуации для принятия решения и доводит действия до автоматизма. В дальнейшем это будет способствовать конкретизации действий на основе двигательной памяти.
Таким образом, по прошествии 6 месяцев регулярных тренировочных занятий с применением зрительно-координационного тренажера FitLight, были получены следующие результаты:
Исследование внимания
Показатели устойчивости внимания повысились на 15%; уровень концентрации внимания – 10%; распределение внимания – 40%; переключаемость внимания – 25%. Это подтверждает эффективность применения зрительно-координационного тренажера FitLight с целью развития психических процессов.
Исследование индивидуальных особенностей памяти
Результаты контрольной диагностики мнемических процессов хоккеистов повысились, память на образы – на 4%, память на фигуры – на 5%.
Разработанная технология развития психических процессов внимания и памяти с применением зрительно-координационного тренажера FitLight позволяет отслеживать динамику наиболее значимых в данном виде спорта показателей с целью оптимизации тренировочного процесса.
Проведенное работа показала, что систематическое выполнение упражнений с применением зрительно-координационного тренажера FitLight содействует развитию психологических характеристик спортсменов, повышает их эффективность в спортивной деятельности в результате применения моделируемых с помощью тренажера ситуативных задач.
Полученный в результате работы результат значительно расширяет представления об уровне развития и психологических особенностях хоккеистов 8 лет, находящихся на начальном этапе спортивной подготовки, а результаты подчеркивают значимость применения зрительно-координационного тренажера FitLight для осуществления мероприятий, направленных на развитие психологических характеристик.
Практический эффект от внедрения технологии развития психических процессов с применением зрительно-координационного тренажера FitLight выражается в том, что она расширяет теоретический раздел развития психологических характеристик спортсменов, специализирующихся в хоккее с шайбой, позволяет дифференцированно оценивать срочный и кумулятивный тренировочный эффект, индивидуализировать тренировочный процесс и осуществлять своевременную педагогическую коррекцию с учетом результатов исследований, а также обогащает будущих специалистов адекватными методами и различными вариантами коррекции тренировочного процесса с учетом психофизиологического состояния юных хоккеистов.
          
              
              
              
              
              
                      Вёрстка и программирование
                    
                      Проектирование, дизайн, продвижение