В трактовке понятия «школьная дезадаптация» мы разделяем мнение исследователей В.В. Катуновой, А.А. Коновалова и Е.Д. Божковой, которые определяют это явление как расстройство адекватных механизмов адаптации ребенка к условиям школьной среды, влияющее на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром.
Показатели распространённости школьной дезадаптации, по разным исследованиям, варьируются в широких пределах: от 31,6% до 76,9%.
Причины школьной дезадаптации разнообразны и зачастую сочетаются у каждого отдельного ребенка.
Биологические причины:
- Общая соматическая ослабленность. Хронические и частые простудные заболевания приводят к пропускам занятий и неуспеваемости.
- Нарушения в работе нервной системы. Перинатальные факторы (гипоксия, внутриутробные инфекции) могут вызывать трудности в развитии когнитивных функций.
- Генетическая предрасположенность. Наследственные заболевания (синдром Дауна, фенилкетонурия, синдром Мартина-Белла и др.) и врождённая уязвимость ЦНС.
- Нарушения в функционировании отдельных зон мозга. Проявляются в неловкой моторике, незначительном снижении слуха, дислексии, дисграфии, несформированных пространственных представлениях, что вызывает трудности в обучении.
- СДВГ. Мозг не справляется с задачами контроля импульсов и концентрации.
- Черепно-мозговые травмы. Могут негативно сказаться на когнитивной и эмоциональной сферах.
Психологические и социальные причины:
- Нарушенный тип семейного воспитания и индивидуально-личностные особенности школьника.
- Социальные факторы: неблагополучная семейная обстановка (материальная необеспеченность, алкоголизм родителей, конфликты, недостаток заботы), а также, как ни парадоксально, гиперопека в обеспеченных семьях при отсутствии внимания и упущениях в воспитании.
- Педагогические просчеты: перегрузка учеников, отсутствие индивидуального подхода, пробелы в знаниях, низкий методический уровень, слабый контроль, конфликты с учителями, профессиональное выгорание педагогов.
Со временем у школьника формируется нежелание учиться. Типы неуспевающих школьников, по классификации Л.С. Славиной (по критерию главной причины неуспеваемости), включают:
- Тех, у кого отсутствуют действенные мотивы к обучению.
- Школьников со слабыми способностями к обучению.
- Школьников, не умеющих учиться.
Без помощи развивается «состояние хронической неуспешности»: снижается самооценка, растет тревожность, пропадает интерес к учебе, формируется выученная беспомощность.
Пути решения
Каждый случай требует индивидуального подхода и совместных действий невролога, психолога, учителя и родителей.
- Невролог, психиатр помогают найти причину нарушений и составить план реабилитации.
- Логопед-дефектолог, нейропсихолог проводят коррекционную работу.
- Учитель может скорректировать нагрузку и использовать дополнительные методы для вовлечения ученика в процесс.
- Родители выступают поддерживающим звеном, обеспечивая не только нагрузку, но и качественный отдых.
- Дополнительный блок — работа с когнитивными нарушениями с помощью аппаратных методов и нейротренажеров (например, в Центре когнитивных технологий), что улучшает школьные навыки и ускоряет коррекцию.
Рекомендации по профилактике:
- Не отдавайте ребенка в школу раньше 7 лет. Даже при умении читать и считать посоветуйтесь со специалистами (невролог, педиатр, психолог) о готовности. Иногда требуется время и коррекция для правильного старта.
- Развивайте ребенка гармонично. Не ограничивайтесь детским садом, используйте развивающие игры и занятия, но избегайте перегрузок. Важно соблюдать баланс между занятиями, игрой и физической активностью. При наличии сложностей (внимание, логика, речь, счет) не надейтесь только на развивающие кружки — своевременно обратитесь к специалисту (логопеду, нейропсихологу), чтобы не упустить время и не сформировать у ребенка ощущение неуспеха.
- Готовьте к школе комплексно. Не только учите читать и писать, но и формируйте понимание школьного процесса (уроки, перемены, домашние задания).
- Формируйте позитивный настрой. Создавайте положительное отношение к школе, даже при своем негативном опыте. Помогут групповые занятия, где ребенок в игре разовьет гибкие навыки для успешной адаптации (например, курс «Навыки успешного ученика» в Центре когнитивных технологий).
- Своевременно обратитесь к неврологу. Специалист поможет выявить и решить проблемы.
Таким образом, успешность адаптации ребенка зависит от многих внешних (социальное окружение, отношения в семье, поддержка, образовательная среда) и внутренних факторов (стрессоустойчивость, самооценка, саморегуляция, работа нервной системы, здоровье, интеллект). Совместная работа родителей, педагогов и психологов по этим направлениям создает наилучшие условия для успешной адаптации ребенка к школе.