Речевое и познавательное развитие ребенка до 3 лет | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Навыки коммуникации и взаимодействия начинают формироваться практически с рождения. Малыш смотрит на маму, улыбается, тянет ручки, чтобы попросить о чем-то или вступить в контакт.

К 3 месяцам

Появляется гуление — первые гласные звуки, которые ребенок произносит спонтанно, а не повторяя за взрослым. Он вслушивается в речь, поворачивается на звук, улыбается в ответ и реагирует на изменение ситуации смехом или плачем. Это можно считать зачатками общения.

В 7–9 месяцев

Гуление переходит в лепет: ребенок произносит сочетания звуков, подражая речи окружающих. Его звуковой репертуар расширяется. К 7 месяцам формируется связь между словом и предметом: малыш узнает знакомые предметы, переводит на них взгляд или показывает ручкой, различает близких, понимает интонацию.

Формируется предметно-игровая деятельность: ребенок интересуется игрушками — берет и удерживает предметы, трясет погремушку, нажимает кнопки, пытается тянуть, выполнять простые действия.

Появляются первые социальные игры со взрослым («ку-ку», «ладушки»). Малыш с интересом наблюдает за взрослым во время игры, когда тот поет или проговаривает слова.

К 1 году 

Возникают первые осознанные слова, соответствующие контексту. Ребенок понимает простую бытовую речь, выполняет просьбы, сам просит с помощью жестов или звуков. Появляется указательный жест для получения желаемого, сопровождаемый звуками, взглядом и мимикой. Для развития жестовой речи критически важно умение повторять за взрослым и желание коммуницировать.

Расширяется игровой репертуар: ребенок пытается использовать игрушки по назначению — ставит кубики, строит башенки, крутит юлу, складывает и высыпает предметы. Растет количество сенсорных игр с повторением движений за взрослым (топает, хлопает и т.д.).

Формируются первые бытовые навыки: малыш сидит за столиком во время всего приема пищи, ест руками, пытается пользоваться ложкой, удерживает поильник, пьет из чашки с помощью взрослого.

К 2 годам

Ребенок общается простыми фразами, отвечает на вопросы по текущим событиям или книге. Он хорошо понимает обращенную речь, смысл сказок, показывает ответы в книге и сопровождает действия вокализацией. Начинает формироваться грамматический строй языка.

В игре появляются простые сюжеты (кормит куклу, имитирует бытовые ситуации). Ребенок держит карандаш, рисует каракули, точки, линии. В сенсорных играх повторяет сложные движения, может сопровождать игру песенкой.

Навык приема пищи сформирован: ребенок пользуется ложкой, вилкой, чашкой, пьет через соломинку, ест продукты разной текстуры, вытирает рот салфеткой. Помогает в простых делах (разгружает посудомойку, вытирает пыль), копирует действия родителей. Для привлечения внимания использует жесты и слова.

Формируются навыки группового общения: дети танцуют в кругу, передают предметы, играют параллельно, действуют по очереди.

К 3 годам

Ребенок общается развернутыми фразами, отвечает на вопросы о книге, прошлых событиях, о себе и близких. Речь становится грамматически оформленной (допустимы ошибки в падежах), используются разные части речи, включая местоимения и предлоги. Речь понятна окружающим, хотя шипящие и сонорные звуки могут произноситься несовершенно. Ребенок понимает функции предметов, выполняет многоступенчатые инструкции, смысл сказок и мультфильмов.

Игра приобретает сюжетно-ролевой характер, появляется совместная деятельность, конструкторы со сложными последовательностями.
Развиваются социальные навыки: ребенок играет в простые настольные игры по очереди, различает эмоции, инициирует взаимодействие со сверстниками.

Когда стоит обратиться к специалисту?

  • В 1 год ребенок не обращает внимания на речь взрослого, не откликается на имя, не пользуется зрительным контактом.
  • Звуки не носят направленный характер (малыш «общается» сам с собой, а не со взрослым).
  • Не формируется предметная деятельность: действия с предметами манипулятивны (ребенок монотонно крутит предмет перед глазами, скатывает его и т.д., а не исследует).
  • К 2 годам в игре привлекает не функция, а отдельное свойство предмета (напр., крутящиеся колеса машинки, а не сама игра).
  • К 2 годам не появляется фразовая речь.
  • Ребенок не понимает контекста игры и общения.

Эти признаки — повод для консультации со специалистом.

Как может помочь специалист, если традиционные виды взаимодействия неэффективны?

Основная деятельность ребенка младшего возраста — игра. В основе Денверской модели раннего вмешательства (ESDM) лежит игровая терапия.

Это поведенческая образовательная терапия для детей от 12 до 48 месяцев, направленная на формирование навыков через игру и повседневные бытовые взаимодействия. Модель охватывает все области развития: от крупной и мелкой моторики до экспрессивной и импрессивной речи, социальных навыков и самообслуживания.

Эффективность методики подтверждена многолетними научными исследованиями и практическими результатами.