Поступление в первый класс — один из самых волнительных этапов в жизни ребенка и его родителей. Чаще всего родители обращают внимание на умение читать и считать, но действительная готовность к школе гораздо глубже. Это сложный комплекс физического, интеллектуального и, что самое главное, нейропсихологического развития.
Как родителям понять, что их ребенок не справляется с учебной нагрузкой не по причине лени, а потому что его мозг еще «не дозрел» до школьного обучения?
Давайте обсудим пять тревожных сигналов, которые нельзя игнорировать.
1. Ребенок не может соблюдать правила и инструкции
Ребенок игнорирует просьбы педагога, действует исключительно по своему желанию, не может дождаться своей очереди в игре, постоянно перебивает. На занятии он может встать и пойти заниматься своими делами, не дослушав задание.
Нейропсихологический маркер. Это может быть признаком несформированности произвольной регуляции деятельности и функций программирования и контроля, в основном за это отвечают лобные отделы мозга. Именно эти функции позволяют ребенку удерживать в голове инструкцию, например, «надо нарисовать три квадрата и закрасить два из них синим цветом». Кроме того, ребенок учится планировать свои действия и контролировать их выполнение, подавлять импульсивные желания.
Как проверить? Дошкольнику можно предложить сделать графический диктант. Ребенку дают листок в клетку и говорят: «Рисуй линии, как я скажу. Одну клетку вверх, одну направо, одну вниз, две направо». Дошкольник с несформированной произвольностью не сможет удерживать правило, путается, отвлекается, рисует хаотично.
2. Ребенок испытывает трудности с речью и пониманием
У таких детей достаточно скудный словарный запас, им сложно построить распространенные предложения, пересказать простой текст или своими словами объяснить, что он хочет. Ребенок не может ответить на вопросы по сюжету прочитанной сказки («Почему зайчик обиделся?»), не понимает смысла пословиц и логических связей.
Нейропсихологический маркер. Проблемы могут быть связаны с зонами мозга, отвечающими за импрессивную (понимание) и экспрессивную (говорение) речь, а именно височные отделы мозга, а также с межполушарным взаимодействием. Важен не только объем словаря, но и возможность оперировать словами и смыслами.
Как проверить? Попросить ребенка пересказать короткий рассказ или сказку. Обратите внимание: понимает ли ребенок главную мысль, может ли последовательно изложить события, не теряет ли сюжетную линию.
3. У ребенка недостаточно развита мелкая моторика и зрительно-моторная координация
Ребенку с трудом дается завязывание шнурков, застегивание пуговиц. Он неловко держит карандаш, сильно давит на него при рисовании или, наоборот, линии бледные и рваные. При письме буквы «пляшут», выходят за линии, их элементы неравномерны.
Нейропсихологический маркер. Это сигнал о несформированности связей между зрительным и двигательным анализаторами. За эту координацию отвечает целый комплекс мозговых структур, включая теменные отделы и мозжечок. Формирование связей между этими отделами лежит в основе освоения письма, базового школьного умения.
Как проверить? Ребенку предлагают срисовать домик из геометрических фигур с элементами прописных букв. Оценивается точность копирования, пропорции, количество деталей. Тревожным знаком является большое количество ошибок.
4. Ребенок не может работать в группе и легко отвлекается
Ребенок не слышит учителя, если тот обращается ко всему классу, постоянно отвлекается на шум за окном, на действия соседа. Ему трудно «включиться» в общую работу, он быстро устает от необходимости быть внимательным.
Нейропсихологический маркер. Это может указывать на слабость произвольного внимания и избирательных процессов, за которые отвечают лобные и теменные доли мозга. Такому ребенку сложно отфильтровать второстепенные сигналы и сконцентрироваться на главном. Это также может быть маркером несформированности межполушарного взаимодействия.
Как проверить? Ребенку дают бланк с буквами или фигурками и просят зачеркивать только определенные (например, только букву «У»). Засекается время и подсчитывается количество пропусков и ошибок. Низкие результаты говорят о низком уровне концентрации и устойчивости внимания.
5. Ребенок испытывает трудности в коммуникации со сверстниками, не умеет работать в паре/группе
Ребенок не может подойти к группе детей, не понимает, как предложить совместную игру, часто конфликтует из-за игрушек, не чувствует границы других детей (может быть излишне назойливым или, наоборот, замкнутым). В учебной ситуации отказывается работать в паре, не понимает идеи очередности.
Нейропсихологический маркер. Социальная дезориентация часто связана с трудностями в произвольной регуляции поведения и развитии эмоционального интеллекта. За эти сложные процессы отвечают префронтальная кора и лимбическая система мозга. Школа является, в первую очередь, социальным местом, и неготовность ребенка включиться в социум делает пребывание в школе крайне стрессовым.
Как проверить? Следует понаблюдать за сюжетно-ролевой игрой ребенка. Готовый к школе ребенок умеет договариваться о правилах игры, распределять роли, подчиняться правилам и менять их по договоренности. Если ребенок предпочитает только индивидуальную игровую деятельность и не встраивается в общий сюжет — это повод задуматься.
Что делать, если вы обнаружили эти сигналы?
- Не паниковать и не ругать ребенка. Он не виноват, что его мозг развивается в своем темпе.
- Проконсультироваться со специалистами. В этом вам могут помочь следующие специалисты:
- Нейропсихолог. Проведет комплексную диагностику, выявит «слабые» и «сильные» звенья в развитии психических функций и составит индивидуальную программу коррекционных занятий.
- Детский психолог. Поможет с мотивационной и эмоционально-волевой сферой.
- Логопед/дефектолог. Исправит речевые нарушения.
-
Рассмотреть возможность похода в школу через год. Год — это огромный срок для развития мозга дошкольника. За этот год с помощью специалистов можно «дозреть» и избежать многих проблем и негативного опыта в первом классе.
В заключении хочется отметить, что цель родителей — это не просто «отправить ребенка в школу», а сделать так, чтобы этот этап стал для него успешным стартом в мир знаний. Внимание к нейропсихологическим аспектам подготовки — это инвестиция в его будущие академические успехи и психологическое благополучие.