Ранние признаки аутизма: на что обратить внимание в 1-2 года? | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Аутизм – это нарушение развития, где прежде всего страдает область социального взаимодействия и общения, с нарушением социально-эмоциональной взаимности.

Ранняя диагностика аутизма – ключ к успешной адаптации ребенка в дальнейшем. И время в данном случае – главный союзник родителей! Поэтому так важно своевременно заметить трудности и начать коррекционную работу.

Чтобы распознать тревожные признаки аутизма («красные флаги»), обозначим то, что малыш должен уметь в сферах речи, общения и игры в период с 1 года до 2-х лет:

  • Узнаёт и реагирует на своё имя;
  • Понимает «нет», реагирует на строгий тон;
  • Понимает простые инструкции, например: «дай это», «подними это»;
  • Указывает и жестикулирует, чтобы привлечь внимание к событию или показать, чего он хочет;
  • Имитирует (копирует) знакомые слова и действия;
  • Машет на прощание, играет в жестовые игры, например, «ладушки»;
  • Использует «мама» и «папа» и несколько других слов, обычно имена предметов или людей;
  • Попытки общения с помощью сочетания словоподражаний с реальными словами;
  • Указывает пальцем, чтобы показать вам что-то;
  • Имитирует звуки животных;
  • К 2 годам ребенок использует больше слов, чем жестов.

Таким образом, в норме у ребенка 1-2-х лет должны быть следующие формы поведения:

  • Ребенок улыбается в ответ, реагирует на эмоции родителей;
  • Проявляет интерес к другим детям;
  • Активно лепечет, пытается говорить;
  • Использует указательный жест;
  • Отзывается на свое имя;
  • Имитирует действия взрослых.

Если этих навыков нет, то это и есть «красные флаги» аутизма:

  • Отсутствие указательного жеста;
  • Слабая реакция на имя;
  • Ребёнок не показывает предметы взрослому, как бы говоря: «О, посмотри на это!»;
  • Ребенок не смотрит в глаза или делает это редко;
  • Не повторяет действия, не имитирует;
  • Не проявляет интереса к другим детям;
  • Редко привлекает внимание родителей к себе;
  • Наблюдается задержка речевого развития, может присутствовать потеря речевых навыков, например, ребенок начал говорить несколько слов, а затем перестал и замолчал (регресс);
  • Ребенок не предпринимает попытки компенсировать отсутствие речи жестами;
  • Совершает повторяющиеся движения или действия с предметами;
  • Ограниченно или не по назначению играет игрушками;
  • Ребенок проявляет больший интерес к предметам, чем людям;
  • Сильно расстраивается из-за незначительных изменений;
  • Проявляет необычные реакции на звуки, запахи, вкусы, внешний вид или тактильные ощущения.

Что же делать, если вы заметили эти признаки у своего ребенка?

По возможности – не паниковать. Развитие детей индивидуально. Также важно помнить, что отдельные признаки могут встречаться у каждого из нас. Поэтому так важна целостная оценка поведения, взаимодействия и игры ребенка. «Красные флаги» еще не являются диагностическими критериями, но точно служат поводом для визита к специалисту службы ранней помощи, неврологу или психиатру.

Первым инструментом, который будет использован для скрининга, является тест M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это анкета для родителей детей 16-30 месяцев, состоит из 23 вопросов. Заполнить его можно как дома онлайн, так и на приеме у педиатра, невролога или другого специалиста. Несмотря на свою доступность, тест является универсальным инструментом с клинически доказательной базой. Результаты скрининга M-CHAT позволяют выявить уровень выраженности форм поведения, связанных с аутизмом. Если результаты соответствуют среднему или высокому уровню рисков, то это прямое показание для проведения теста ADOS-2.

ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule) – это шкала диагностического обследования при аутизме, которая является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра. Методика разработана крупнейшими американскими и британскими специалистами и сейчас широко применяется во всём мире. На данный момент АДОС-2 является наиболее надежным инструментом ранней диагностики и выявления группы риска РАС.

Тест позволяет перевести особенности поведения в цифровые показатели и с высокой точностью определить наличие или отсутствие расстройства аутистического спектра, а также степень его выраженности.

АДОС-2 состоит из 5 модулей. Каждый модуль соответствует определенному возрасту и учитывает уровень развития и сформированности речи (от её отсутствия до беглой, фразовой). Преимущество АДОС-2 в том, что обследование проводится в виде дружелюбной игры или беседы, в ходе которых у ребенка достаточно времени для адаптации и максимального проявления своего поведения, социальных и коммуникативных навыков.

В Центре когнитивных технологий клиники "УГМК-Здоровье" обследование проводят специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку и сертификацию по работе с данной методикой. Также все специалисты, которые проводят АДОС-2, имеют многолетний опыт коррекционной работы с детьми с РАС.

По итогам диагностики формируется заключение, которое может быть использовано неврологом, психиатром для постановки диагноза. Также важно то, что полученные результаты являются прямым ориентиром для составления коррекционного маршрута ребенка.

Подведем итоги: наблюдайте за своим ребёнком и обращайте внимание не только на то, что он умеет, но и на то, как он взаимодействует с вами и окружающими. Отсутствие желания и умения разделять эмоции и интересы с окружающими ключевая особенность РАС. Инструментами для ранней диагностики РАС являются тест скрининг M-CHAT и тест ADOS-2. Помните, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем более успешной и эффективной она будет.