Аутизм – это нарушение развития, где прежде всего страдает область социального взаимодействия и общения, с нарушением социально-эмоциональной взаимности.
Ранняя диагностика аутизма – ключ к успешной адаптации ребенка в дальнейшем. И время в данном случае – главный союзник родителей! Поэтому так важно своевременно заметить трудности и начать коррекционную работу.
Чтобы распознать тревожные признаки аутизма («красные флаги»), обозначим то, что малыш должен уметь в сферах речи, общения и игры в период с 1 года до 2-х лет:
- Узнаёт и реагирует на своё имя;
- Понимает «нет», реагирует на строгий тон;
- Понимает простые инструкции, например: «дай это», «подними это»;
- Указывает и жестикулирует, чтобы привлечь внимание к событию или показать, чего он хочет;
- Имитирует (копирует) знакомые слова и действия;
- Машет на прощание, играет в жестовые игры, например, «ладушки»;
- Использует «мама» и «папа» и несколько других слов, обычно имена предметов или людей;
- Попытки общения с помощью сочетания словоподражаний с реальными словами;
- Указывает пальцем, чтобы показать вам что-то;
- Имитирует звуки животных;
- К 2 годам ребенок использует больше слов, чем жестов.
Таким образом, в норме у ребенка 1-2-х лет должны быть следующие формы поведения:
- Ребенок улыбается в ответ, реагирует на эмоции родителей;
- Проявляет интерес к другим детям;
- Активно лепечет, пытается говорить;
- Использует указательный жест;
- Отзывается на свое имя;
- Имитирует действия взрослых.
Если этих навыков нет, то это и есть «красные флаги» аутизма:
- Отсутствие указательного жеста;
- Слабая реакция на имя;
- Ребёнок не показывает предметы взрослому, как бы говоря: «О, посмотри на это!»;
- Ребенок не смотрит в глаза или делает это редко;
- Не повторяет действия, не имитирует;
- Не проявляет интереса к другим детям;
- Редко привлекает внимание родителей к себе;
- Наблюдается задержка речевого развития, может присутствовать потеря речевых навыков, например, ребенок начал говорить несколько слов, а затем перестал и замолчал (регресс);
- Ребенок не предпринимает попытки компенсировать отсутствие речи жестами;
- Совершает повторяющиеся движения или действия с предметами;
- Ограниченно или не по назначению играет игрушками;
- Ребенок проявляет больший интерес к предметам, чем людям;
- Сильно расстраивается из-за незначительных изменений;
- Проявляет необычные реакции на звуки, запахи, вкусы, внешний вид или тактильные ощущения.
Что же делать, если вы заметили эти признаки у своего ребенка?
По возможности – не паниковать. Развитие детей индивидуально. Также важно помнить, что отдельные признаки могут встречаться у каждого из нас. Поэтому так важна целостная оценка поведения, взаимодействия и игры ребенка. «Красные флаги» еще не являются диагностическими критериями, но точно служат поводом для визита к специалисту службы ранней помощи, неврологу или психиатру.
Первым инструментом, который будет использован для скрининга, является тест M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers). Это анкета для родителей детей 16-30 месяцев, состоит из 23 вопросов. Заполнить его можно как дома онлайн, так и на приеме у педиатра, невролога или другого специалиста. Несмотря на свою доступность, тест является универсальным инструментом с клинически доказательной базой. Результаты скрининга M-CHAT позволяют выявить уровень выраженности форм поведения, связанных с аутизмом. Если результаты соответствуют среднему или высокому уровню рисков, то это прямое показание для проведения теста ADOS-2.
ADOS-2 (Autism Diagnostic Observation Schedule) – это шкала диагностического обследования при аутизме, которая является международным «золотым стандартом» тестовой диагностики расстройств аутистического спектра. Методика разработана крупнейшими американскими и британскими специалистами и сейчас широко применяется во всём мире. На данный момент АДОС-2 является наиболее надежным инструментом ранней диагностики и выявления группы риска РАС.
Тест позволяет перевести особенности поведения в цифровые показатели и с высокой точностью определить наличие или отсутствие расстройства аутистического спектра, а также степень его выраженности.
АДОС-2 состоит из 5 модулей. Каждый модуль соответствует определенному возрасту и учитывает уровень развития и сформированности речи (от её отсутствия до беглой, фразовой). Преимущество АДОС-2 в том, что обследование проводится в виде дружелюбной игры или беседы, в ходе которых у ребенка достаточно времени для адаптации и максимального проявления своего поведения, социальных и коммуникативных навыков.
В Центре когнитивных технологий клиники "УГМК-Здоровье" обследование проводят специалисты с высшим психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку и сертификацию по работе с данной методикой. Также все специалисты, которые проводят АДОС-2, имеют многолетний опыт коррекционной работы с детьми с РАС.
По итогам диагностики формируется заключение, которое может быть использовано неврологом, психиатром для постановки диагноза. Также важно то, что полученные результаты являются прямым ориентиром для составления коррекционного маршрута ребенка.
Подведем итоги: наблюдайте за своим ребёнком и обращайте внимание не только на то, что он умеет, но и на то, как он взаимодействует с вами и окружающими. Отсутствие желания и умения разделять эмоции и интересы с окружающими – ключевая особенность РАС. Инструментами для ранней диагностики РАС являются тест скрининг M-CHAT и тест ADOS-2. Помните, чем раньше будет начата коррекционная работа, тем более успешной и эффективной она будет.