Нужно ли читать переписки детей? | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Психологи нашего Центра психотерапии рассказывают, почему не стоит читать личные переписки своих детей, а когда это можно и нужно делать.

Важно помнить:

  • Переписка — это не весь мир ребенка, а его фрагмент.
  • Цель родителя — не знать все, а быть рядом, когда важно.
  • Контакт, в котором ребенок сам приходит за поддержкой, — ценнее, чем любой «узнанный факт».
  • Чтение переписки — не привычка, а исключение, и нужно быть бережным.

Татьяна Михайловна Каневская  

Против:

  1. Нарушение доверия: ребенок, узнав, что вы за ним «следите», может начать скрывать ещё больше или перейти на секретные каналы общения.
  2. Психологический вред: вмешательство без причины может быть расценено как вторжение в личное пространство и вызвать чувство унижения, снижение самооценки.
  3. Ложное чувство контроля: даже если вы читаете переписку, это не гарантирует, что заметите все угрозы.
  4. Подавление самостоятельности: ребенок не учится принимать решения и оценивать риски сам, может стать более уязвимым к манипуляциям.
  5. Подрывание авторитета: ребенок перестает видеть в родителе «союзника, воспринимает как надзирателя.  В критический момент он может обратиться не к вам.

За:

  1. Можно залезть в личную переписку, если родители обоснованно подозревают реальную угрозу безопасности: ребенок резко меняется в настроении (бывает агрессивен, подавлен, тревожен).
  2. Есть основания заподозрить кибербуллинг, попытки склонить к передаче личных фото, к встрече в реальной жизни. Это может перерасти в груминг (манипуляции с целью сексуальной эксплуатации) или даже похищение.
  3. Ребенок в группе риска: дети 7-11 лет могут повторять опасные действия «на спор» или для одобрения сверстников.
  4. 12-17 лет – период наибольшей уязвимости, подростки склонны к импульсивности из-за незрелости префронтальной коры мозга. 
  5. Окружение объективно вызывает опасение: из переписки можно понять, с кем и как общается ребенок, обсуждают ли опасные темы (суицидальные, экстремизм).
  6. Есть подозрения на возможные нарушения ребенком закона.

Важно помнить, что крайности всегда опасны, учитывать контекст и выстраивать доверительные отношения. 

Мария Вячеславовна Гладышева 

Против:

  1. Даже если ребёнку 10 лет, у него есть право на личную жизнь.
  2. Доверие не восстанавливается за один разговор. Если вы начинаете подозрительно много знать, ребёнок догадается и уже не придёт с настоящей проблемой, станет больше скрываться.
  3. Ребёнок не научится сам выстраивать отношения. Уход от излишнего контроля дает шанс научиться разбираться в людях, чувствовать границы.
  4. Вы можете неправильно понять контекст. Мем про «вылететь в окно» не всегда значит то, что кажется взрослому. Можно отреагировать излишне резко и разрушить контакт.
  5. Ваша тревожность может вырасти: лучше искать, как быть рядом, не нарушая личных границ.

За:

  1. Ребенок сам показывает вам переписку. «Посмотри, мне страшно», «Не знаю, что ответить», — это тот момент, когда ваша поддержка особенно важна.
  2. Вы обсуждали это заранее и есть договор: «Я не читаю без повода, но в случае опасности могу посмотреть».
  3. Ребёнку до 8–9 лет, и он пока не различает личное и публичное. Родитель здесь скорее учит, чем контролирует.
  4. Вы заметили тревожные сообщения на экране, и ребёнок не идёт на контакт. В таких случаях цель — не «вывести на чистую воду», а найти способ защитить и помочь.
  5. Ребёнок в кризисе и не говорит ни с кем. Если это длится долго, и есть ощущение, что без вмешательства может быть беда — лучше сначала посоветоваться с психологом, чем читать тайно.

Прежде чем заглядывать в чужие чаты, важно остановиться и спросить себя: я иду туда, чтобы защитить или чтобы контролировать?

Надежда Витальевна Семенова 

За:

  1. Если ребенку 6-9 лет и вы обсудили, что пока общение в интернете будет под контролем, объяснили, почему. Если детям старше 10 вы рассказали про все возможные опасности и поставили фильтры, есть смысл не залезать без веских причин.
  2. Ребенок младшего школьного возраста не распознает педофила, а скорее воспримет общение как игру.
  3. Если есть основания думать, что ребенок стал жертвой шантажиста, который убеждает сообщить личные данные, выслать интимные фото, перевести деньги, запугивает.
  4. Ребенок может получать информацию не по возрасту в переписках с кем-то: сцены насилия, порно, и это может быть психотравмирующим опытом.
  5. Дети, особенно до 10 лет, внушаемы, нет жизненного опыта, критического мышления, но есть много любопытства. В этот период нужно вовремя остановить, даст совет и направит.

Против:

  1. Уважение к личному пространству ребёнка, переданное от  родителей, – залог его уважения к окружающим.
  2. Дети, к которым стучатся, прежде чем зайти в комнату, не залезают в телефон, не проверяют  карманы, доверяют родителям значительно больше и делятся переживаниями и секретами. И наоборот: чем сильнее родительское давление, тем больше желание нарушить запреты.
  3. Если у вас с ребёнком крепкие, доверительные отношения, необходимости читать  переписки нет: можно  спросить прямо и получить ответ.  А если контакта нет, чтение переписок не застрахует.
  4. Когда родитель забирает телефон и читает переписки, он в этот момент учит ребёнка, что любовь=контроль, и он вырастет с этой установкой.