Нейропсихологическая коррекция: что это и кому нужно? | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Этот метод коррекции психических функций с каждым годом становится все популярнее благодаря своей эффективности. Так в чем же его суть?

Что такое нейропсихологическая коррекция?

Нейропсихологическая коррекция — это метод, направленный на восстановление утраченных или развитие несформированных психических функций. Среди них — память, внимание, мышление, мелкая моторика, речь (как устная, так и письменная), а также способность к осознанной регуляции эмоций и действий.

Кому она нужна?

  • Детям, которым сложно учиться и общаться со сверстниками и взрослыми. Коррекция помогает развить их когнитивные способности и личностные качества до возрастной нормы.
  • Взрослым при снижении когнитивных функций из-за возрастных изменений, а также после черепно-мозговых травм и инсультов.
  • Здоровым людям, которые хотят улучшить свои способности: например, увеличить скорость реакции, объем памяти, точность движений или качество мышления. Это особенно актуально в профессиональном спорте и других видах деятельности, требующих высокой продуктивности.

В чем уникальность подхода?

Главное отличие нейропсихологии от других методов в том, что она помогает связать внешние проявления проблемы (например, неадаптивное поведение или трудности в обучении) с работой конкретных зон мозга или их функциональных систем. Таким образом, воздействие направлено именно на первопричину, а не на следствия. Правильно подобранная программа коррекции не только решает конкретную задачу, но и способствует общей гармонизации психической деятельности человека.

Нейропсихология служит мостом между медициной и психологией, объясняя, как анатомия и функционал головного мозга влияют на наше поведение, чувства и восприятие реальности.

Особенности коррекции у детей

В детском возрасте эта методика восполняет те «функциональные кирпичики» психики, которые по разным причинам не были сформированы в процессе развития. Она не подменяет собой традиционное обучение, а создает прочную основу для него. Речь идет не о натаскивании на школьные навыки, а о построении эффективной психической системы, которая позволит ребенку самостоятельно справляться с учебной программой.

Как проходит диагностика и коррекция?

Чтобы коррекция была результативной, нейропсихолог должен выявить, какой именно психический процесс нарушен и какая структура мозга работает сбоем. Для этого проводится нейропсихологическая диагностика.

Рассмотрим на примере: за трудностями чтения или письма у первоклассника могут стоять разные причины, требующие принципиально разного подхода.

  1. Проблемы зрительного распознания буквы
    • Проявления: ребенок путает похожие буквы (например, «Ш» и «Щ»), с трудом читает текст, написанный нестандартным шрифтом или от руки.
    • Коррекция: упражнения на тренировку зрительного восприятия. Дома полезно рассматривать картинки, выполнять задания из развивающих журналов (например, искать контуры предметов на наложенных изображениях или узнавать недорисованные буквы). Важно правильно подобрать уровень сложности, чтобы не вызвать у ребенка негативную реакцию.
  2. Сложности с пространственным восприятием.
    • Проявления: ребенок «зеркалит» буквы, плохо ориентируется на листе бумаги  (Ь может путать с Р, И писать как N). 
    • Коррекция: работа начинается с формирования образа собственного тела (ориентация в понятиях «право/лево»), затем переходит к освоению внешнего пространства и только потом — к ориентировке на листе.
  3. Нарушения двигательной сферы.
    • Проявления: неловкость, трудности с завязыванием шнурков, плохой, несформированный почерк, который не улучшается, несмотря на тренировки.
    • Коррекция: развитие кожной и мышечной чувствительности, двигательной памяти и общей моторной ловкости.
  4. Фонетико-фонематические проблемы.
    • Проявления: ребенок путает близкие по звучанию («Б-П», «Д-Т») или по артикуляции («Р-Л») звуки, что приводит к ошибкам на письме.
    • Коррекция: в этих случаях работу нейропсихолога оптимально сочетать с занятиями у логопеда.
  5. Слабая слухо-речевая память.
    • Проявления: ребенок не может удержать в памяти все слова предложения во время диктанта, пропускает или заменяет их.
  6. Трудности произвольной регуляции и контроля.
    • Проявления: ребенок знает правила, но не применяет их на письме, не замечает и не исправляет свои ошибки.
  7. Сложности энергетического обеспечения психической деятельности .
    • Проявления: ребенок очень быстро устает от умственной нагрузки, и к концу урока у него могут проявляться все перечисленные выше трудности.

Когда обращаться к нейропсихологу?

Нейропсихологическую диагностику лучше всего проходить в возрасте 4-5 лет. Это позволит выявить возможные сложности заранее и успеть скорректировать их до начала школьного обучения.

Коррекция эффективна и для младших школьников, однако здесь нейропсихологу часто приходится параллельно работать со сниженной самооценкой и повышенной тревожностью, которые возникают из-за регулярных учебных неудач.

Как видно на примере трудностей с чтением и письмом, проблемы в учебе, общении и поведении могут иметь совершенно разные корни. Задача нейропсихолога — составить индивидуальную программу коррекции для каждого ребенка или взрослого, чтобы помочь ему успешно справляться с жизненными задачами и обрести внутреннюю гармонию.