Нейропсихологическая коррекция: что это и кому нужно? Связь мозговых структур и поведения | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Нейропсихологическая коррекция используется для восстановления утраченных или развития недостаточно сформированных психических функций, таких как память, внимание, мышление, мелкая моторика, устная и письменная речь, а также волевое, осознанное регулирование своих эмоций и действий.

Нейропсихологическая коррекция используется для развития до нормативного уровня когнитивных способностей и личностных особенностей детей, которым сложно учиться и общаться со сверстниками и взрослыми. Также она эффективна при снижении функциональности при возрастных изменениях или после черепно-мозговых травм и инсультов. К услугам нейропсихологов прибегают и здоровые взрослые люди, которые хотят улучшить свои способности, такие как скорость реакции, точность движений, объем памяти, качество мышления и воображения, что особенно важно, например, в спорте высших достижений.

Нейропсихология отличается от других коррекционных подходов тем, что помогает связать внешнее проявление конкретного неадаптивного поведения с локализованной областью мозга или его определенной функциональной системой. А значит, воздействуя на эту область, нейропсихолог устраняет первопричину проблемы, а не работает с ее последствиями. Правильно подобранная нейропсихологическая коррекционная программа устраняет конкретную проблему, а также способствует общей гармонизации всей психической деятельности человека.

Нейропсихология служит связующим звеном между медицинскими и психологическими науками, она помогает понять связь между анатомическим и функциональным устройством головного мозга с одной стороны и поведением человека, его чувствами и восприятием действительности с другой.

Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте помогает восстановить те «функциональные кирпичики» психической деятельности, которые были упущены в процессе роста ребенка по разным причинам. Нейропсихологическая коррекция не дублирует традиционное обучение, а создает базу для его успешного прохождения. Это не тренировка определенных школьных навыков, а создание эффективной психической системы, которая позволит ребенку самостоятельно справляться с учебной программой.

Для результативной коррекции нейропсихологу необходимо понять, какой именно психический процесс искажен, какая мозговая структура дает сбой. Для этого проводится нейропсихологическая диагностика. Например, за сложностью чтения или письма первоклассника может стоять несколько причин, требующих различного подхода в коррекции:

Трудности зрительного восприятия

При такой сложности ребенок путает зрительно похожие буквы при чтении и письме. Ему очень сложно читать нестандартные шрифты и рукописный текст. Тогда для коррекции будут предложены задания, тренирующие его зрительное восприятие. Дома полезно рассматривать картинки в книжках, выполнять задания развивающих журналов (выделение контуров предметов в наложенных изображениях, узнавание недорисованных предметов и букв, распознание специально зашумленных рисунков). Но надо помнить, что слабо развитая психическая функция может вести к избеганию обеспечиваемой ей деятельности. Нужно правильно подобрать начальный уровень тренировки, чтобы задания не казались невыполнимо сложными. Негативизм ребенка зачастую сильнее всего проявляется дома, поэтому на коррекционных занятиях преодолевать его будет эффективнее.

Трудности пространственной ориентации

Другая причина неуспешности письма и чтения может быть в том, что ребенок плохо ориентируется в пространстве листа, он читает и пишет перевернутые, «отзеркаленные» буквы (Ь может путать с Р, И писать как N). В таком случае нужна коррекция пространственного механизма, которая начинается с формирования образа собственного тела (где у тебя живот, где правый локоть, где левый безымянный палец), затем освоение внешнего пространства (что находится справа, сверху, за, над и т.д.) и только потом происходит ориентировка на книжной странице.

Проблемы с двигательным контролем и кинестетическим ощущением

Ребенок может плохо ощущать и контролировать свои движения (он не умеет завязывать шнурки, а почерк не желает формироваться несмотря на продолжительные тренировки, к которым он относится с отвращением). Тогда в коррекционной работе надо развивать кожную и мышечную чувствительность, двигательную память и нарабатывать моторно-двигательную ловкость и репертуар движений.

Проблемы со звукопроизношением

Ребенок может иметь проблемы со звукопроизношением, при этом близкие по артикуляции звуки (такие как Б и М, Р и Л) по ощущениям при произношении могут восприниматься им одинаково, поэтому он путает их на письме.

Трудности фонематического слуха

Если ребенок слышит одинаково близкие звуки (Б и П, Д и Т), то он заменяет их и при письме. В последних 2-х случаях работу нейропсихолога полезно сочетать с логопедической коррекцией.

Слабость слухо-речевой памяти

Если у ребенка плохо развита слухо-речевая память, то ему сложно запомнить слова в диктуемом предложении, он их пропускает или заменяет аналогичными.

Нарушения функций регуляции и контроля

При сложностях в функциях регуляции и контроля ребенок не применяет правила орфографии на письме, не замечает своих ошибок, не делает проверку.

Сниженный энергетический тонус

При сложностях в энергетическом обеспечении психической деятельности ребенок очень быстро устает от умственной деятельности и может демонстрировать весь набор перечисленных выше сложностей к концу урока.

Понять, какая область психической деятельности нуждается в коррекции, помогает нейропсихологическая диагностика. Проводить ее лучше в возрасте 4-5 лет. Если будут определены сложности, останется достаточно времени для преодоления их до начала обучения. Нейропсихологическая коррекция эффективна и для учащихся начальной школы, только тут приходится одновременно с нейропсихологической работой восстанавливать сниженную самооценку и снижать тревожность, которая может возникнуть при регулярных учебных неудачах.

Как видно на примере чтения и письма, сложности в учебе, коммуникации и поведении могут вызываться разными причинами, и нейропсихолог составляет индивидуальную программу коррекции для каждого ребенка и взрослого так, чтобы он мог успешно решать стоящие перед ним задачи и иметь гармоничный внутренний мир.