Колибри: кому нужно тренировать координацию глаз и зрительное внимание? | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Можно сделать простой тест: закрыть глаза и попробовать выполнить свои обычные повседневные дела в привычном пространстве. Это получится не у каждого с первого раза, а чувство дискомфорта испытают абсолютно все.

Зрительное восприятие как процесс включает в себя следующие этапы:

  • прием зрительной информации;
  • перенос информации в анализирующие центры головного мозга;
  • отбор нужной информации;
  • переработка информации;
  • использование информации.

Все эти процессы взаимосвязаны между собой и относятся к способности мозга человека осмысливать то, что видят глаза.

Простыми словами: глаза видят ВСЕ, но человеку нужно что-то конкретное. Увидеть своего ребенка среди других детей, дорожный знак во время движения на машине, определенную цель в компьютерной игре и т.д. Необходимо из окружающей среды сделать отбор важной информации в конкретный момент времени. Это происходит благодаря зрительному вниманию – способности человека фиксировать взгляд на объекте в течение какого-то времени, выбирать определенную (нужную) информацию и блокировать другую (ненужную).

Это не то же самое, что острота зрения. Человек может иметь хорошую остроту зрения и при этом испытывать проблемы с обработкой зрительной информации в определенных отделах мозга.

Считается, что наиболее важную роль здесь играют такие отделы мозга, как:

  • префронтальная кора – центр управления большинством когнитивных функций, который берет на себя управление вниманием мозга и контролирует соответствующие части зрительной коры, получающей сенсорную информацию (затылочная доля мозга);
  • задняя теменная кора, латеральное ядро таламуса – отвечают за фокусированное внимание и внимание к визуальным стимулам.

У зрительного внимания есть несколько свойств: устойчивость, объем, концентрация, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям внимания как процесса и отклонениям в деятельности ребенка или взрослого.

Устойчивость внимания – это временная характеристика, которая показывает длительность удержания внимания на одном объекте.

Объем внимания – это количество объектов, которые находятся в поле зрения одномоментно, одновременно. У взрослых – от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) – 2-5 объектов. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов.

Концентрация внимания – удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти.

Избирательность внимания – процесс, позволяющий выбирать нужную информацию и игнорировать неважную.

Распределение внимания – способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Переключаемость внимания – способность человека быстро и эффективно переводить свое внимание с одного объекта, задачи или деятельности на другую, а также быстро ориентироваться в меняющейся ситуации.

Произвольность внимания – это осознанное, целенаправленное и регулируемое волей сосредоточение внимания на конкретном объекте или задаче, при котором человек сам выбирает, на что направить фокус своего внимания, преодолевая отвлекающие факторы.

Чаще всего жалобы на нарушение зрительного внимания поступают от родителей детей с расстройствами аутистического спектра и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

По заключению специалистов, занимающихся проблемами нарушения процессов зрительной переработки информации у людей с расстройствами аутистического спектра, выявлен ряд фактов, доказывающих гипотезу о фрагментарном характере зрительного восприятия, снижении способности объединения элементов в единое целое (фокус внимания на последовательную обработку деталей изображения с затруднением их интеграции в единое целое). Или может присутствовать избыточное внимание к отдельным деталям изображения или элементарным зрительным признакам (цвет, форма), а не целостные характеристики объекта. Все это приводит к нарушению зрительно-пространственного внимания, дефициту восприятия всей возможной информации, неэффективности использования визуальной информации для планирования действий с учетом зрительных характеристик объекта, а затем и другим нарушениям.

Часто возникают проблемы с координацией центрального и периферического зрения (например, трудности слежения взглядом за объектом, удержание зрительного контакта на предметах, игрушках); такие дети смотрят не на объект, а в сторону от него.

Дети с аутизмом могут иметь гиперчувствительность к зрительным стимулам, воспринимать их как чрезмерно интенсивные или неприятные. Это вызывает у них чувство дискомфорта или перегрузки нервной системы, дети избегают подобных стимулов.

Нарушения зрительного поведения при аутизме могут быть уже на первом году жизни в виде нарушения зрительной ориентации и прослеживания, трудности переключения зрительного внимания, нарушения разделенного (совместного) внимания (что очень важно для развития социальной коммуникации и речи).

Есть ряд научных работ, направленных на изучение ассоциированности между СДВГ и нарушениями зрения. Обнаружена связь между нарушением цветовосприятия и контрастности (которые связаны с работой сетчатки), аккомодации и конвергенции (осуществляются за счет работы мышц глаз) с СДВГ. При нарушениях аккомодации возникает зрительный дискомфорт, зрительное переутомление, снижается внимание и эффективность выполнения заданий.

Для решения проблем пациентов, связанных с нарушениями зрительного внимания, в Центре когнитивных технологий клиники «УГМК-Здоровье» успешно применяется тренажер «Колибри».

Тренировка происходит за счет применения технологии ай-трекинга. Это специальное оборудование, которое отслеживает движение глаз при выполнении задания на экране.

Обязательно проводится предварительное тестирование для выявления:

  • объема внимания;
  • скорости переработки зрительной информации;
  • продуктивности переработки зрительной информации;
  • показателя способности к безошибочному выполнению деятельности.

Все эти свойства внимания важны для успешного усвоения новых знаний, продуктивности в работе и учебе. Развитие внимания тесно связано с развитием памяти. Эти функции можно тренировать и улучшать на протяжении всей жизни, независимо от возраста.

После курса занятий на тренажере проводится итоговое тестирование, что позволяет оценивать результаты, динамику показателей внимания.

Занятия на тренажере используются для:

  • когнитивного развития детей с 4 лет (улучшение функции внимания, зрительной координации, памяти, подготовка к чтению, подготовка к школе, при сенсорных и других расстройствах нервной системы);
  • взрослых с целью улучшения зрительной концентрации, расширения функционального поля зрения, повышения работоспособности, повышения устойчивости внимания, в рамках реабилитации после черепно-мозговых травм, инсультов и других заболеваний;
  • пожилых людей с целью реабилитации возрастных изменений когнитивной сферы, поддержания когнитивного здоровья.