Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

На приеме у специалистов родители детей часто жалуются: «У нас СДВГ».

СДВГ (синдром дефицита внимания и/или гиперактивности) — это расстройство развития, которое проявляется нарушением внимания, чрезмерной двигательной активностью и импульсивностью.

Внимание — это процесс сосредоточения сознания на определенном объекте или событии при одновременном отвлечении от всего остального. Оно играет ключевую роль в обучении, общении и повседневной деятельности человека.

Синонимы слова «внимание»: сосредоточенность, сфокусированность, увлеченность, заинтересованность, старательность, осторожность, тщательность, наблюдательность, усидчивость, концентрация, примечание и другие.

Первое описание гиперактивного ребенка встречается у немецкого психоневролога Г. Хоффмана в середине XIX века — он дал мальчику прозвище «непоседа Фил». С 1960-х годов расстройство рассматривали в рамках «минимальной мозговой дисфункции», и только в 1980 году его выделили в самостоятельное заболевание — СДВГ.

Несмотря на долгие годы изучения, точные причины и механизмы развития СДВГ до сих пор не установлены. Предполагается, что это комплекс нейробиологических факторов, приводящих к дисфункции центральной нервной системы:

  • незрелости мозговых структур,
  • нарушению согласованности работы отделов мозга,
  • задержке формирования корковых биоритмов.

Основные факторы развития СДВГ

  1. Генетические факторы
  2. Синдром чаще встречается у родителей (особенно у отцов — в 8 раз чаще) и у однояйцевых близнецов. СДВГ — полигенное заболевание: выявлено более 50 генов, влияющих на предрасположенность. Среди них — мутации в генах дофаминовых рецепторов (D1, D2, D4, D5), дофаминовых и серотониновых транспортеров, гене синаптосомного белка SNAP-25 и других.

  3. Биологические факторы

    • Пренатальные: стресс, хронические болезни и вредные привычки матери, возраст матери (младше 18 или старше 35 лет), гестозы.

    • Перинатальные: гипоксия плода, недоношенность или переношенность, травмы шейного отдела позвоночника.

    • В младенчестве: нейроинфекции, прием лекарств, черепно-мозговые травмы.
      Эти факторы наиболее значимы в возрасте 1,5–2 лет.

  4. Психосоциальные факторы
    Включают семейные отношения (гиперопека, педагогическая запущенность, физические наказания, развод родителей), социально-бытовые условия. Становятся ведущими после 2–3 лет.

  5. Токсические факторы
    Связь с избытком быстрых углеводов при дефиците белка, недостатком магния, железа, омега-3 ПНЖК, витаминов (фолиевой кислоты, B6 и др.).

Механизмы развития СДВГ

Основная теория — нарушение баланса нейромедиаторов (дофамина, норадреналина, серотонина). Это следствие незрелости отделов мозга, отвечающих за внимание (ретикулярная формация, таламус, префронтальная кора) и контроль движений (базальные ганглии, мозжечок, лобная кора).

В результате у детей наблюдаются:

  • снижение концентрации внимания,
  • слабая рабочая память,
  • импульсивность,
  • гиперактивность,
  • трудности с завершением дел,
  • отвлекаемость,
  • низкий темп деятельности.

Их действия часто необдуманны, что повышает риск травм.

СДВГ в школьном возрасте и у взрослых

В среднем, в каждом классе 1–2 ребенка с СДВГ. У половины симптомы сохраняются во взрослом возрасте, проявляясь:

  • неорганизованностью,
  • проблемами в отношениях,
  • хроническими опозданиями,
  • неспособностью довести дела до конца.

Средний возраст обращения к специалистам (неврологу, психологу, психиатру) — 7–10 лет. До 7 лет нарушения часто списывают на «невоспитанность» или «кризис возраста».

Диагностика

Помимо сбора анамнеза, используются:

  • тестирование,
  • ЭЭГ,
  • анализ уровня катехоламинов (редко).

Важно определить тип СДВГ (по классификации Американской ассоциации психиатров, 1994) и исключить другие состояния с похожими симптомами:

  • дислексию, дискалькулию,
  • астенические синдромы,
  • болезни щитовидной железы,
  • легкую умственную отсталость, депрессии, панические атаки.

Лечение СДВГ

Применяют комплексный подход:

  1. Когнитивно-поведенческая терапия (основной метод).
  2. Психотерапия.
  3. Медикаментозное лечение (если другие методы неэффективны).
  4. Физиотерапия.
  5. Иглорефлексотерапия.
  6. Аппаратные методы — перспективное направление для улучшения саморегуляции.

В Центре когнитивных технологий клиники «УГМК-Здоровье» используют:

  • БОС-терапию,
  • биоакустическую коррекцию,
  • транскраниальную микрополяризацию,
  • Томатис-терапию,
  • Бломберг-терапию,
  • Интерактивный метроном,
  • Интайм,
  • Ритмо-БОС,
  • Нейрогимнастику по Бернштейну и другие методики.

Программы подбираются индивидуально для детей и взрослых. Подробности — на сайте клиники, но оптимальную стратегию поможет выбрать консультация специалиста.

Также важно помнить: уровень дофамина и серотонина повышают

  • регулярная физическая активность,
  • здоровое питание,
  • полноценный сон,
  • социальная поддержка,
  • радость от жизни.

Рекомендуется к чтению:

  1. Семён Нодельсон «СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь»
  2. Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»
  3. Эдвард Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать»
  4. Михаил Лабковский и др. «Моя жизнь с СДВГ, как помочь детям»
  5. Л. Чутко, М. Рабковский «Ребенок-ракета, ребенок-ураган»