На приеме у специалистов родители детей часто жалуются: «У нас СДВГ».
СДВГ (синдром дефицита внимания и/или гиперактивности) — это расстройство развития, которое проявляется нарушением внимания, чрезмерной двигательной активностью и импульсивностью.
Внимание — это процесс сосредоточения сознания на определенном объекте или событии при одновременном отвлечении от всего остального. Оно играет ключевую роль в обучении, общении и повседневной деятельности человека.
Синонимы слова «внимание»: сосредоточенность, сфокусированность, увлеченность, заинтересованность, старательность, осторожность, тщательность, наблюдательность, усидчивость, концентрация, примечание и другие.
Первое описание гиперактивного ребенка встречается у немецкого психоневролога Г. Хоффмана в середине XIX века — он дал мальчику прозвище «непоседа Фил». С 1960-х годов расстройство рассматривали в рамках «минимальной мозговой дисфункции», и только в 1980 году его выделили в самостоятельное заболевание — СДВГ.
Несмотря на долгие годы изучения, точные причины и механизмы развития СДВГ до сих пор не установлены. Предполагается, что это комплекс нейробиологических факторов, приводящих к дисфункции центральной нервной системы:
- незрелости мозговых структур,
- нарушению согласованности работы отделов мозга,
- задержке формирования корковых биоритмов.
Основные факторы развития СДВГ
- Генетические факторы
-
Синдром чаще встречается у родителей (особенно у отцов — в 8 раз чаще) и у однояйцевых близнецов. СДВГ — полигенное заболевание: выявлено более 50 генов, влияющих на предрасположенность. Среди них — мутации в генах дофаминовых рецепторов (D1, D2, D4, D5), дофаминовых и серотониновых транспортеров, гене синаптосомного белка SNAP-25 и других.
-
Биологические факторы
-
Пренатальные: стресс, хронические болезни и вредные привычки матери, возраст матери (младше 18 или старше 35 лет), гестозы.
-
Перинатальные: гипоксия плода, недоношенность или переношенность, травмы шейного отдела позвоночника.
-
В младенчестве: нейроинфекции, прием лекарств, черепно-мозговые травмы.
Эти факторы наиболее значимы в возрасте 1,5–2 лет.
-
-
Психосоциальные факторы
Включают семейные отношения (гиперопека, педагогическая запущенность, физические наказания, развод родителей), социально-бытовые условия. Становятся ведущими после 2–3 лет. -
Токсические факторы
Связь с избытком быстрых углеводов при дефиците белка, недостатком магния, железа, омега-3 ПНЖК, витаминов (фолиевой кислоты, B6 и др.).
Механизмы развития СДВГ
Основная теория — нарушение баланса нейромедиаторов (дофамина, норадреналина, серотонина). Это следствие незрелости отделов мозга, отвечающих за внимание (ретикулярная формация, таламус, префронтальная кора) и контроль движений (базальные ганглии, мозжечок, лобная кора).
В результате у детей наблюдаются:
- снижение концентрации внимания,
- слабая рабочая память,
- импульсивность,
- гиперактивность,
- трудности с завершением дел,
- отвлекаемость,
- низкий темп деятельности.
Их действия часто необдуманны, что повышает риск травм.
СДВГ в школьном возрасте и у взрослых
В среднем, в каждом классе 1–2 ребенка с СДВГ. У половины симптомы сохраняются во взрослом возрасте, проявляясь:
- неорганизованностью,
- проблемами в отношениях,
- хроническими опозданиями,
- неспособностью довести дела до конца.
Средний возраст обращения к специалистам (неврологу, психологу, психиатру) — 7–10 лет. До 7 лет нарушения часто списывают на «невоспитанность» или «кризис возраста».
Диагностика
Помимо сбора анамнеза, используются:
- тестирование,
- ЭЭГ,
- анализ уровня катехоламинов (редко).
Важно определить тип СДВГ (по классификации Американской ассоциации психиатров, 1994) и исключить другие состояния с похожими симптомами:
- дислексию, дискалькулию,
- астенические синдромы,
- болезни щитовидной железы,
- легкую умственную отсталость, депрессии, панические атаки.
Лечение СДВГ
Применяют комплексный подход:
- Когнитивно-поведенческая терапия (основной метод).
- Психотерапия.
- Медикаментозное лечение (если другие методы неэффективны).
- Физиотерапия.
- Иглорефлексотерапия.
- Аппаратные методы — перспективное направление для улучшения саморегуляции.
В Центре когнитивных технологий клиники «УГМК-Здоровье» используют:
- БОС-терапию,
- биоакустическую коррекцию,
- транскраниальную микрополяризацию,
- Томатис-терапию,
- Бломберг-терапию,
- Интерактивный метроном,
- Интайм,
- Ритмо-БОС,
- Нейрогимнастику по Бернштейну и другие методики.
Программы подбираются индивидуально для детей и взрослых. Подробности — на сайте клиники, но оптимальную стратегию поможет выбрать консультация специалиста.
Также важно помнить: уровень дофамина и серотонина повышают
- регулярная физическая активность,
- здоровое питание,
- полноценный сон,
- социальная поддержка,
- радость от жизни.
Рекомендуется к чтению:
- Семён Нодельсон «СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Семейная болезнь»
- Екатерина Мурашова «Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы»
- Эдвард Хэлловэлл, Джон Рэйти «Почему я отвлекаюсь. Как распознать синдром дефицита внимания у взрослых и детей и что с ним делать»
- Михаил Лабковский и др. «Моя жизнь с СДВГ, как помочь детям»
- Л. Чутко, М. Рабковский «Ребенок-ракета, ребенок-ураган»