Калькулятор

Что такое эрготерапия (occupational therapy)?

Эрготерапия – специальность, которая помогает людям всех возрастов с двигательными, сенсорными или интеллектуальными проблемами на протяжении всей жизни реализовывать то, что они хотят и должны делать в своей повседневной активности, все то, чем наполнена наша обычная жизнь.

Эрготерапевты – специалисты, помогающие в максимально возможной степени развить, сформировать или восстановить способность человека к независимой жизни. Они стремятся устранить препятствия, влияющие на эмоциональные, социальные и физические потребности человека. Для этого эрготерапевты используют повседневные занятия и упражнения, кроме того умеют адаптировать окружающую обстановку и модифицировать предметы быта, а также разбираются в технических средствах реабилитации.

Еще одно определение эрготерапевтов – это специалисты, которые находят новые и простые способы преодоления проблем у людей, имеющих физические, умственные или эмоциональные трудности с целью обеспечения их активной и счастливой жизни.

В Западных странах эрготерапевты работают в различных клинических условиях, таких как больницы, социальные службы, образовательные и другие специализированные учреждения.

 

Задачи и обязанности, выполняемые эрготерапевтом, включают:

  • изучение состояния клиентов и анализ их потребностей;
  • планирование и предоставление терапии конкретному пациенту;
  • оценку динамики и корректировка терапии в соответствии с программой;
  • информирование семьи пациентов о его потребностях и способах оказания ему адекватной помощи;
  • предоставление индивидуальных услуг пациентам с ограниченными возможностями здоровья;
  • анализ домашней обстановки и рабочего места пациента; внесение потенциальных изменений в соответствии с требованиями здоровья их клиента;
  • установку необходимого оборудования в классе для помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; консультирование по его использованию;
  • помощь людям в вопросе возвращения к трудовым обязанностям;
  • организацию реабилитационных групп для клиентов и их опекунов;
  • подготовку отчетов в рамках междисциплинарного взаимодействия для оценки эффективности терапии;
  • помощь детям в участии в школьных мероприятиях;
  • выполнение административных задач, таких как телефонные звонки, ведение записей и заметок о делах.

Эрготерапевты помогают людям участвовать в повседневных рутинах через достижение определенных целей и приобретение навыков, которыми пользуется человек в течение жизни, тем самым активно реализуя себя в обществе.

Они стремятся поддерживать людей в том, что они хотят и должны делать, анализируя особенности конкретного человека, род его занятий и окружающую среду. Если эти три составляющие не «работают» вместе, у человека возникают трудности с его активностью и, соответственно, участием в тех процессах (ситуациях, действиях), которые ему нравятся или необходимы для жизнедеятельности. Специалисты вносят необходимые изменения в те сферы деятельности, которые актуальны для человека в настоящий момент.

Например, сферы деятельности ребенка можно классифицировать следующим образом:

1. Самообслуживание (сюда можно отнести такие навыки, как одевание, туалет, примем пищи, забота о собственном теле, сон).

Научиться заботиться о себе – один из важнейших жизненных навыков. Первые несколько лет родителям приходится проводить время с ребёнком, осуществляя его кормление и уход, но при этом они должны учить своего ребенка выполнять эти действия самостоятельно. Иногда, особенно у деток с нарушением развития, это может отнимать у семьи много времени и сил, но обучать навыкам необходимо, чтобы в будущем ребенок смог обрести независимость.

Несколько ключевых моментов для родителей:

Как бы быстро и просто это ни казалось, не «берите верх» – предоставьте возможность ребенку сделать самому.

Разбивайте задачу на управляемые части.

Есть разные способы учиться – покажите ребенку, проговорите по этапам и т. д.

Практика, практика и еще раз практика; только она совершенствует навыки. 

Решайте проблемы вместе – не поправляйте ребенка, если он допустил ошибку, а спросите ребенка или проговорите о том, что нужно сделать, чтобы исправить это.

Практикуйтесь, когда у вас есть время, например, в выходные или в вечернее время.

2. Игра – одна из основных сфер социального взаимодействия у ребенка, особенно у детей раннего возраста. Именно через игру дети практикуют новые навыки, заводят друзей и формируют самосознание.

Если задуматься, игры можно разделить на:

- социальные (взаимодействие с чем/кем-либо);

- двигательные;

- манипулятивные (с предметами, примерно с 3-х месяцев жизни, после формирования координации «глаз-рука»);

- игры-исследование (ребенок определяет свойства какого-либо предмета);

- на решение проблем (стартует примерно с 9-ти месяцев; сопровождается развитием логического мышления);

- игра-притворство (сюжетная ролевая игра, становится доступной ближе к году; важным критерием является формирующееся воображение).

3. Образование, получение специальных знаний – следующий и очень большой раздел жизни человека.

 

Роль эрготерапевтов, работающих с детьми и подростками

Роль эрготерапевтов в педиатрической практике, состоит в том, чтобы оказывать помощь, поддержку и/или консультирование семей, в которых воспитывается ребенок с нарушениями в развитии, в контексте проблем, ограничивающих повседневную деятельность ребенка.

Эрготерапия показана детям или подросткам, которым сложно осуществлять действия необходимые им каждый день, например, одеваться, пользоваться столовыми приборами, рисовать, вырезать лобзиком или кататься на велосипеде и многое другое. Эти трудности могут быть связаны с нарушенной крупной и мелкой моторикой, координацией и балансом, плохими навыками моторного планирования, проблемами зрительного восприятия или сенсорными трудностями.

Помощь эрготерапевта детям с нарушениями в развитии или ограниченными возможностями здоровья заключается в адаптации оптимальной для ребенка позы, подбора устройств (от ортеза и адаптированной ложки до вертикализатора или кресла-коляски), облегчающих выполнение задач или поиске и обучению наиболее удобному способу их выполнения.

Важным аспектом является то, что терапия адаптирована к конкретным потребностям ребенка. Изначально эрготерапевт изучает проблемы и «сильные стороны» пациента, а также навыки, с которыми у ребенка возникают трудности. Затем эрготерапевт формулирует и пишет программу действий, над которой будут работать ребенок и его окружение.

Вот примеры задач и навыков, на которых может сосредоточиться специалист:

  • процедуры ухода за собой, такие как одевание (мелкая моторика и двигательное планирование);
  •  написание и копирование заметок (мелкая моторика, зрительно-моторная координация);
  • удержание карандаша или манипулирование ножницами (мелкая моторика, двигательное планирование);
  • бросок или ловля мяча (крупная, мелкая моторика, равновесие и координация);
  • сбор рюкзака (двигательное планирование, организационные навыки);
  • реагирование на сенсорную информацию (навыки саморегуляции).

Терапия состоит из упражнений и мероприятий, направленных на развитие и отработку «слабых» навыков. Например, если у ребенка очень неаккуратный почерк, эрготерапевтическая программа может включать мультисенсорные методы, помогающие с решением данной проблемы. Другим примером может служить расстройство координации связное с развитием (диспраксия), которое проявляется моторной неловкостью. Разработаны ряд приемов, используемые специалистами для улучшения движения и координации.

Эрготерапия также может быть большим подспорьем для детей, у которых имеются проблемы с сенсорной обработкой. Мозг ребенка изо всех сил пытается понять сенсорную информацию, это может иметь отражение в нетипичных реакциях на то, что он слышит, видит, ощущают на вкус, нюхает или осязает. Это, в свою очередь, может проявляться социальной дезадаптацией. В данном случае эрготерапевты могут разработать «сенсорную диету». Программа представляет собой серию физических упражнений и приемов, направленных на то, чтобы дать детям подходящую сенсорную нагрузку. По показаниям используется утяжеление у детей, которые ищут или избегают определенных видов сенсорной информации.

Возможность выполнять базовые задачи также помогает повысить самооценку и уверенность детей в собственных силах.

Чем раньше ребенок начинает взаимодействие с эрготерапевтом, тем более эффективным оно оказывается. Процесс обучения навыкам, как правило, рассчитан на длительное время и не может ограничиваться кратковременными курсами. Эффективность работы будет тем выше, чем более регулярными будут занятия с ребенком и чем более они будут приближены к его привычной домашней обстановке.

В детской практике помощь эрготерапевта может быть полезна при:

  • врожденных аномалиях развития;
  • генетической патологии с проблемами развития;
  • нарушении слуха или зрения;
  • травмах головного или спинного мозга;
  • церебральном параличе;
  • рассеянном склерозе;
  • ортопедических проблемах;
  • других заболеваниях.

Чем отличается эрготерапия от физической терапии?

И физическая терапия (ФТ), и эрготерапия призваны улучшить качество жизни людей, но между ними есть различия. Если обратиться к детской практике.

Эрготерапия актуальна при:

  • нарушениях мелкой моторики (не исключаются трудности и в крупной моторной сфере);
  • сложностях зрительного и слухового восприятия;
  • расстройствах когнитивных функций;
  • проблемах с сенсорной обработкой и др.

Физическая терапия помогает при:

  • нарушениях крупных моторных навыков;
  • снижении мышечной силы (парезы конечностей);
  • ограничениях диапазона движений;
  • болевом синдроме;
  • проблемах с выносливостью и др.

 

История эрготерапии

Имеются свидетельства, что «эрготерапевтические» подходы использовались для лечения пациентов с психическими или эмоциональными расстройствами еще в 100 г. до н.э. Впервые греческий врач по имени Асклепиад использовал лечебный массаж, расслабляющие упражнения, ванны и музыку для лечения стресса и «успокоения ума». Позже другой греческий философ Цельс применял похожие методы терапии, в том числе беседы, прогулки и музыку.

В XVIII веке двое европейцев Филипп Пинель и Иоганн Кристиан Релл адаптировали подходы к лечению и привнесли улучшения в систему врачевания. Они включили расслабляющие действия и «трудотерапию» в процесс лечения своих пациентов.

Становление «трудотерапии» как отдельной профессии относится к 1917 году, когда в Соединенных Штатах Америки было основано Национальное общество содействия эрготерапии (National society for Promotion of Occupational Therapy), в настоящее время известное как Американская ассоциация эрготерапии (American Occupational Therapy Association, AOTA). В 1920 году это направление получило официальное название – occupational therapy (эрготерапия), основанная на убеждениях в лечебных свойствах целенаправленных действий, осуществляемых человеком.

В 1975 году, чтобы повысить степень участия детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных школьных мероприятиях, в работу многих  американских государственных школ были внедрены специалисты-эрготерапевты. Для этого был принят законодательный акт, известный, как Закон об образовании для детей-инвалидов (Education for all Handicapped Children Act).

Еще в 40-х годах прошлого века от кандидатов, которые хотели практиковать в качестве сертифицированного эрготерапевта, требовалась степень бакалавра. В 1990 году это требование изменили до степени магистра. Вскоре после этого появились докторские программы по эрготерапии. В настоящее время в США все программы, связанные с данной профессией, проходят сертификацию Национальным советом по аккредитации в эрготерапии (National Board for Certification in Occupational Therapy). С 2007 года обязательным условием для вступления в профессию является наличие степени магистра. Помимо этого, осуществлять профессиональную деятельность позволяет докторская степень. В 2012 году в США было представлено около 300 программ подготовки эрготерапевтов и ассистентов эрготерапевта.

 

Специализация эрготерапевтов в США

Эрготерапия – это область, в которой существует множество вариантов специализации и привлекательных перспектив для карьеры. Педиатрия, психическое здоровье, гериатрия и физическая реабилитация – четыре области, в которых эрготерапевты могут расширить свои знания.

Как уже ранее было отмечено, контроль процесса обучения и специализацию терапевтов курирует Американская ассоциация эрготерапии. Кроме того, Национальный совет по аккредитации предлагает программы и осуществляет сертификацию соискателей, которые хотят поучить специализацию в области адаптации среды для людей с ограниченными возможностями здоровья или работать с пациентами с нарушением зрения или дисфагиями (трудности с пережевыванием и проглатыванием пищи).

Педиатрическая специализация

Эрготерапевты, желающие работать с детьми и подростками, получают специализацию в области педиатрии. Они работают с родителями, опекунами, а также поставщиками медицинских услуг для развития необходимых навыков у ребенка. Таким образом, помоют ребенку быть более активным и независимым.

Специализация по психическому здоровью

Эрготерапевты, обладающие опытом в области психического здоровья, помогают своим клиентам преодолеть депрессию, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства настроения и т.д. Соискателям, которые хотят продолжить свою карьеру в сфере охраны психического здоровья, требуется специализация в таких дисциплинах, как физиология и психология.

 

Гериатрическая специализация

Специалисты данной области могут изменять домашнюю обстановку у пожилых пациентов таким образом, чтобы им было легче справляться со своими рутинными задачами. Например, терапевт подбирает и консультирует по вопросам размещения средств безопасности в доме (дополнительные поручни и перила). Эрготерапевты в больницах, домах престарелых, общественных центрах обучают пожилых людей правильным способам использования ходунков и другого медицинского оборудования. Кандидаты, желающие работать с возрастными пациентами, должны пройти специализацию по геронтологии.

Специализация по физической реабилитации

Специалисты, которые помогают людям, испытывающим физические проблемы из-за болезни, расстройства или травмы, известны как эрготерапевты, специализирующиеся на физической реабилитации (не путать с физическим терапевтом). Они инструктируют пациентов, каким наилучшим образом поддерживать или изменять положение тела, выполнять повседневные задачи, адаптировать распорядок дня. Подходы подразумевают использование специального оборудования, вспомогательных устройств и некоторых упражнений. Кандидаты, которые хотят сделать карьеру в данной области, могут посещать занятия по кинезиологии, физической реабилитации и физиологии.

Резюмируя, необходимо отметить. Для того чтобы стать эрготерапевтом в западных странах, необходимо учиться этому с первого курса университета. При этом программа обучения эрготерапевта значительно отличается от образования врача или медицинской сестры. С первого курса студентов учат базовым для любой специальности, связанной со здоровьем человека, дисциплинам, но все обучение подчинено задачам, которые в дальнейшем должны выполнять эти специалисты. Для будущих эрготерапевтов необходимо более подробно знать эргономику и то, как люди выполняют те или иные виды деятельности. Кроме этого, они сами должны уметь изготавливать простейшие приспособления для пациентов с различными видами нарушений. В итоге, эрготерапевт имеет 4-х летнюю степень бакалавра в соответствующей области (например, биологии, психологии или медицинских науках) и степень магистра аккредитованной программы по эрготерапии.

 

Эрготерапия в Российской Федерации

К сожалению, в России до сих пор нет официальной специальности «эрготерапия», но работа по ее утверждению ведется, так как полноценная современная реабилитация невозможна без активного участия эрготерапевта.

В настоящее время в нашей стране обсуждается крупномасштабная реформа реабилитационной помощи. Планируется введение новых профессиональных стандартов: специалист по медицинской реабилитации, специалист по физической реабилитации, специалист по эргореабилитации. Это означает, что эрготерапия станет более доступной.

Важно понимать, что грядущие изменения – результат изучения многих исследований и экономического анализа, а также реализации нескольких пилотных проектов. Эти инициативы возникли, в том числе после изучения опыта специалистов, которые уже много лет развивали физическую терапию и эрготерапию в нашей стране. Их усилия были направлены не только на введение данных специальностей в стране, но и на использование ключевых для физической терапии и эрготерапии подходов в клинической практике.

Несмотря на отсутствие утвержденного профессионального стандарта и эрготерапии в номенклатуре специальностей, это направление развивается в нашей стране.

С 1999 по 2008 годы в рамках международного Российско-Шведского проекта по Модифицированной программе эрготерапии для российских врачей (WFOT Minimal Standard Rules) на базе факультета повышения квалификации Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова при поддержке Шведской ассоциации эрготерапевтов впервые в России проводилось обучение новой специальности – эрготерапия.   Проведено 4 программы, каждая программа была рассчитана на два года и соответствовала стандартам обучения, утвержденным Всемирной Федерацией Эрготерапевтов (WFOT).

Обучение прошло 35 врачей, работа которых в реабилитационных и абилитационных учреждениях Санкт-Петербурга доказывает эффективность использования этого направления в социальной и медицинской реабилитации.

В 2001 году была основана Русская Профессиональная Ассоциация Эрготерапевтов, которая с 2004 года является полноправным членом WFOT. Основной задачей ассоциации является распространение знаний о новой специальности на территории России и обучение медицинских и социальных работников основам эрготерапии. Члены ассоциации участвуют во многих международных проектах.

 

Автор статьи: детский врач-невролог, кандидат медицинских наук Баранов Дмитрий Алексеевич

 

Источники:

1.https://www.topoccupationaltherapyschool.com/job-description-of-an-occupational-therapist/

2.https://www.nhsggc.org.uk/kids/healthcare-professionals/paediatric-occupational-therapy/#WhatisOccupationalTherapy?

3.https://www.topoccupationaltherapyschool.com/history-of-occupational-therapy/#:~:text=It%20is%20believed%20that%20Occupational,stress%20and%20soothe%20their%20minds;

4.https://www.understood.org/en/learning-thinking-differences/treatments-approaches/therapies/occupational-therapy-what-you-need-to-know

5.https://kidshealth.org/en/parents/occupational-therapy.htm;

6. https://rehabrus.ru/materialyi/klinicheskie-rekomendaczii.html;

7. Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам / Е. В. Семёнова, Е. В. Клочкова, А. Е. Коршикова-Морозова, А. В. Трухачёва, Е. Ю. Заблоцкис. – М.: Лепта Книга, 2018. – 584 с. – (Серия «Азбука милосердия»: метод. и справ. пособия);

8. http://ergotherapy.ru/http-ergotherapy-ru-ob-assotsiatsii-obshhaya-informatsiya/