Что делать и чего не делать родителям, если ребёнок плохо ест | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Многие родители оказываются в этом замкнутом круге: ребёнок отказывается от еды, за столом начинаются уговоры, угрозы и слёзы, а в итоге нервничают все, приём пищи становится стрессом для всей семьи. Но “плохой аппетит” не всегда каприз. Часто это сигнал, что ребёнку нужна помощь в формировании здорового пищевого поведения.

Важно понять: насильно накормить невозможно. А вот научить ребёнка есть с удовольствием можно.

Почему ребёнок плохо ест

Причины бывают разными:

  • физиологические (проблемы с жеванием, ЖКТ, сенсорная чувствительность);
  • психологические (тревога, стресс, чрезмерный контроль взрослых);
  • нарушения режима питания (перекусы, гаджеты во время еды, давление на ребёнка, принуждение есть).

Задача родителей — не искать “волшебную кашу”, а создать условия, где еда перестанет быть источником напряжения.

Что делать, если ребёнок плохо ест

1. Сохраняйте спокойствие за столом

Дети чувствуют эмоциональный фон родителей. Если мама тревожится, злится или “ждёт, когда же он наконец поест”, ребёнок начинает ассоциировать еду со стрессом.

Старайтесь говорить о пище спокойно, без оценок и ожиданий.

2. Создайте предсказуемый режим питания

Регулярность — ключ к формированию аппетита.
Еда по расписанию помогает телу “включать” чувство голода, а мозгу воспринимать процесс как безопасный ритуал.

Установите 3 основных приёма пищи и плюс 1–2 перекуса в день.

3. Разделяйте ответственность

Согласно методу Эллин Саттер (“разделение ответственности”):

  • Родитель решает что, где и когда подают;
  • Ребёнок решает есть или не есть, и сколько.

Это помогает вернуть ребёнку чувство контроля и снизить тревогу.

4. Предлагайте, но не заставляйте

Ребёнку нужно 10–15 и более встреч с новым продуктом, прежде чем он его попробует.

Просто кладите небольшую порцию новой еды на тарелку рядом с привычной без давления и комментариев.

5. Ешьте вместе

Совместная трапеза — лучший способ показать пример.
Когда ребёнок видит, что взрослые спокойно и с удовольствием едят разные блюда, у него формируется доверие и интерес.

6. Готовьте вместе с ребёнком, позволяйте ему нарезать продукты безопасным ножом, замешивать тесто. Привлекайте ребёнка накрывать на стол, убирать тарелку, мыть свою тарелку. 

7. Отмечайте маленькие успехи

Если ребёнок понюхал, лизнул или взял кусочек в руки — это уже шаг вперёд.
Хвалите за саму попытку, а не за результат.

Чего не стоит делать

1. Не заставляйте

Фразы вроде “пока не съешь — не встанешь” формируют устойчивое отвращение к еде и могут привести к тревожным РПП.

2. Не превращайте еду в награду

“Если съешь брокколи — получишь мороженое” делает овощи “обязательной повинностью”, а сладкое — “ценностью”.

3. Не отвлекайте во время еды

Телефон, мультики, игрушки во время приёма пищи мешают ребёнку получать удовольствие от еды, чувствовать голод и сытость.

4. Не комментируйте количество

“Ты опять ничего не поел” или “съел мало” вызывают стыд и тревогу.
Лучше нейтрально сказать: “Ты решил, что сейчас достаточно, хорошо”.

Когда стоит обратиться к специалистам

Если ребёнок:

  • ест менее 15–20 продуктов,
  • боится новых блюд,
  • давится кусочками или ест только пюре,
  • теряет вес или плохо растёт,
  • еда вызывает сильную тревогу или истерики

Это уже не просто “плохой аппетит”, а возможное расстройство пищевого поведения.

В таких случаях поможет комплексная диагностика и тренинг “ПроЕДУ”:

  • первичный приём у педиатра-диетолога (Филатова Г.М.),
  • индивидуальная программа питания,
  • поддержка поведенческого аналитика и логопеда.

Это не про “заставить есть”, это про научить есть спокойно и с удовольствием.

Главное, что стоит помнить

Еда — не экзамен и не соревнование. Ребёнку важно чувствовать, что его принимают, даже если он “не съел до конца”.

Помощь родителям не в том, чтобы найти “волшебное блюдо”, а в том, чтобы изменить подход.

Запишитесь на первичный приём к доктору Филатовой Галине Михайловне, чтобы понять, как помочь вашему ребёнку наладить здоровое питание без слёз и давления.