АВА-терапия: что это и как работает? | Новости и акции Европейского медицинского центра «УГМК-Здоровье»
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. На сегодняшний день она обладает самой фундаментальной доказательной базой по эффективности помощи детям с особенностями развития.

Для кого?

Применяется для детей с 3 лет, подростков и взрослых:

  • с расстройством аутистического спектра;
  • с умственной отсталостью;
  • с тяжелыми нарушениями речи;
  • с множественными нарушениями развития;
  • с нарушениями поведения;
  • с проблемами обучения.

Цель

  1. Обучение важным для развития и социализации навыкам (учебным, речевым, социальным, бытовым, навыкам самообслуживания и т.д.).
  2. Коррекция проблемного поведения (агрессии, криков, самоповреждающего поведения и других).

Как это работает?

Суть поведенческой терапии в том, что навык, которому обучают, разбивается на ряд более простых действий. Ребенка последовательно и целенаправленно обучают каждому элементу навыка, грамотно используя систему подкреплений.

Одной из отличительных особенностей АВА-терапии является сбор данных об эффективности обучения на каждом этапе. Это позволяет отслеживать прогресс и своевременно вносить корректировки в программу терапии.

Какие навыки развивает и формирует АВА?

  1. Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции и задания взрослого, принимать требования и т.д.
  2. Навыки совместного внимания: умение обращать внимание на реакцию другого человека, прослеживать его взгляд, ориентировать свое поведение на другого.
  3. Коммуникация: обучение использованию речи функционально, в соответствии с ситуацией, коррекция эхолалий. Введение альтернативной и дополнительной коммуникации: система PECS, электронные коммуникаторы, жесты.
  4. Социальное взаимодействие: игра и общение со сверстниками, правила поведения в общественных местах, навыки диалога и т.д.
  5. Бытовые навыки, навыки самообслуживания.
  6. Академические навыки: визуальное восприятие, понимание речи, умение отвечать на вопросы, формирование причинно-следственных связей, обучение чтению, письму и математике и т.д.
  7. Снижение нежелательного поведения (агрессии, самоагрессии, истерик).
  8. Формирование навыков досуга.

Представленный перечень навыков неполный. Задачи обучающей или коррекционной программы формируются индивидуально для каждого ребенка на основе тестирования и запроса родителей.

Пример обучающего задания (формирование навыка вокальной просьбы)

Представьте, что ваш ребенок не говорит «машинка», когда хочет игрушку, а просто кричит, хотя речевые навыки позволяют ему разговаривать. Специалист по АВА будет учить ребенка говорить слово «машинка» в ситуации, когда он хочет машинку. Специалист будет сразу подкреплять желаемое поведение (вокальная просьба «машинка») и использовать запланированное снижение подсказок, чтобы сформировать самостоятельную просьбу.

Сколько длится терапия?

  • Интенсивность: от 2–4 часов в неделю занятий в клинике с обязательным закреплением навыков дома. Родители присутствуют на занятиях, проводится их обучение.
  • Продолжительность курса зависит от конкретных целей и задач обучения. От 1 месяца при решении конкретной обучающей задачи (например, формирование навыка самостоятельно выполнять задания по визуальному расписанию) до нескольких лет (при решении комплексных задач по формированию социально приемлемого поведения и развитию навыков ребенка).

Почему АВА работает?

  • Дает понятные правила: ребенок точно знает, за что получит поощрение.
  • Учит гибкости: навыки отрабатываются в разных условиях (дома, в магазине, в парке).
  • Помогает всей семье: родители учатся правильно реагировать на поведение ребенка.

Важно знать

  • АВА — это не «дрессировка». Она не подавляет личность, а дает инструменты для общения и обучения.
  • Прогресс зависит от регулярности: лучше заниматься по 2 часа ежедневно, чем 10 часов раз в неделю.
  • Самые быстрые результаты достигаются при включении в процесс обучения и коррекции всей семьи.

Наши ценности

  • Безопасность: обеспечиваем безопасную среду (и физическую, и психологическую) для наших пациентов и сотрудников.
  • Привлекательность и вовлеченность: создаем и реализуем обучающие программы, которые не только эффективны в достижении целей, но и интересны для участников. На наши занятия приятно смотреть и в них хочется участвовать.
  • Доверие и контакт: создаем комфортную и поддерживающую среду для клиентов и сотрудников. Уважаем и ценим каждого ребенка, стремимся понимать его потребности и ожидания семьи, выстраиваем доверительные отношения и предоставляем индивидуальный подход к решению обучающих задач.
  • Эффективность: мы применяем только эффективные процедуры. Постоянное обучение сотрудников и супервизии, в том числе с привлечением специалистов с международной сертификацией, обеспечивают качество нашей работы.

Важный момент: АВА — это не разовое занятие. Чтобы был результат, нужно заниматься регулярно и системно. Тогда ребенок сможет научиться тому, что дается ему с трудом, и освоить все необходимые навыки и умения.