Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Нейропсихология — это наука, изучающая мозговую организацию высших психических функций человека.

С точки зрения нейропсихологии, в развитии человека ключевую роль играют уникальные и генетически обусловленные взаимосвязи между полушариями мозга, известные как нейронные связи.

Наиболее известным учением о высшей психической деятельности человека является теория А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга. Согласно этой теории, высшие психические функции представляют собой сложные саморегулирующиеся рефлексы, которые имеют социальное происхождение, опосредованную структуру и сознательный, произвольный характер.

Одной из особенностей мозговой организации высших психических функций является ее постоянное изменение в процессе развития. С возрастом нейронные связи в мозге становятся более определенными и устойчивыми, что делает их взаимодействие с другими областями менее гибким.

Индивидуальные различия в объеме и активности межанализаторных связей играют важную роль в развитии человека. Эти различия обусловлены врожденными акцентами на различных анализаторах, в соответствии с которыми люди делятся на «слушающих», «смотрящих», «ощущающих» и «обоняющих». Особенно актуально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного восприятия и запоминания.

В некоторых видах деятельности, например, в речевой, у всех людей доминирует слуховой анализатор, а в других, таких как познание предметного мира, — зрительный. Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содружественной. Для анализаторных взаимодействий также важны двигательные и тактильные подкрепления, которые для многих людей являются необходимым условием выработки навыков даже высшей психической деятельности, например, отсчитывания, отстукивания или проговаривания.

Работа нейропсихолога заключается в диагностике и коррекции дефицитов высших психических функций на различных этапах развития. Особое внимание уделяется несформированности тех функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы в социальной ситуации. Последствия этих дефицитов часто можно заметить у дошкольников и младших школьников, проявляющиеся в трудностях с подготовкой к школе, выполнении домашних заданий, невнимательности и неусидчивости.

Эти проблемы могут быть связаны с когнитивным и моторным недоразвитием, слабостью регуляторных функций, функций программирования и контроля собственной деятельности, а также с речевыми нарушениями.

Занятия по нейропсихологической коррекции показаны детям со следующими проблемами:

  • Рождение с помощью кесарева сечения;
  • Повышенный или пониженный тонус;
  • РАС, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
  • Дислексия, дисграфия;
  • Ходит на цыпочках, поздно начал говорить;
  • Мало ползал или не ползал совсем;
  • Гиперактивен или излишне медлителен;
  • Импульсивен, раздражителен, конфликтует со сверстниками;
  • Быстро утомляется, с трудом засыпает;
  • Часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
  • Не слышит просьбу с первого раза.

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, который отдает предпочтение телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) является базовой нейропсихологической технологией для коррекции, профилактики и абилитации детей с различными вариантами развития.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый уровень коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

В программе нейропсихологического сопровождения развития детей выделено четыре основных блока упражнений:

  • Дыхательные;
  • Глазодвигательные;
  • Растяжки;
  • Упражнения двигательного репертуара.

Также в занятие добавляется дополнительная когнитивная нагрузка для тренировки памяти, внимания и мышления.

Перед записью на коррекционные занятия к нейропсихологу необходима первичная диагностика.

Справка. Правильная последовательность двигательного развития:

  • Проходит родовые пути;
  • Лежит на спине;
  • В положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство;
  • Поворачивается на один бок, на другой, на живот;
  • Ползает по-пластунски;
  • Поднимает руки, упирается;
  • Садится;
  • Ползает на четвереньках;
  • Встаёт сначала с помощью рук, потом без;
  • Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.