Нейропсихология — это наука, изучающая мозговую организацию высших психических функций человека.
С точки зрения нейропсихологии, в развитии человека ключевую роль играют уникальные и генетически обусловленные взаимосвязи между полушариями мозга, известные как нейронные связи.
Наиболее известным учением о высшей психической деятельности человека является теория А.Р. Лурии о трех функциональных блоках мозга. Согласно этой теории, высшие психические функции представляют собой сложные саморегулирующиеся рефлексы, которые имеют социальное происхождение, опосредованную структуру и сознательный, произвольный характер.
Одной из особенностей мозговой организации высших психических функций является ее постоянное изменение в процессе развития. С возрастом нейронные связи в мозге становятся более определенными и устойчивыми, что делает их взаимодействие с другими областями менее гибким.
Индивидуальные различия в объеме и активности межанализаторных связей играют важную роль в развитии человека. Эти различия обусловлены врожденными акцентами на различных анализаторах, в соответствии с которыми люди делятся на «слушающих», «смотрящих», «ощущающих» и «обоняющих». Особенно актуально индивидуальное предпочтение слухового или зрительного восприятия и запоминания.
В некоторых видах деятельности, например, в речевой, у всех людей доминирует слуховой анализатор, а в других, таких как познание предметного мира, — зрительный. Эти анализаторы тесно взаимосвязаны, их работа является содружественной. Для анализаторных взаимодействий также важны двигательные и тактильные подкрепления, которые для многих людей являются необходимым условием выработки навыков даже высшей психической деятельности, например, отсчитывания, отстукивания или проговаривания.
Работа нейропсихолога заключается в диагностике и коррекции дефицитов высших психических функций на различных этапах развития. Особое внимание уделяется несформированности тех функций, навыков и умений, которые наиболее востребованы в социальной ситуации. Последствия этих дефицитов часто можно заметить у дошкольников и младших школьников, проявляющиеся в трудностях с подготовкой к школе, выполнении домашних заданий, невнимательности и неусидчивости.
Эти проблемы могут быть связаны с когнитивным и моторным недоразвитием, слабостью регуляторных функций, функций программирования и контроля собственной деятельности, а также с речевыми нарушениями.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны детям со следующими проблемами:
- Рождение с помощью кесарева сечения;
- Повышенный или пониженный тонус;
- РАС, СДВГ, ЗПР, ЗРР;
- Дислексия, дисграфия;
- Ходит на цыпочках, поздно начал говорить;
- Мало ползал или не ползал совсем;
- Гиперактивен или излишне медлителен;
- Импульсивен, раздражителен, конфликтует со сверстниками;
- Быстро утомляется, с трудом засыпает;
- Часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
- Не слышит просьбу с первого раза.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребенка, который отдает предпочтение телесно-ориентированным и двигательным методам. Метод замещающего онтогенеза (МЗО) является базовой нейропсихологической технологией для коррекции, профилактики и абилитации детей с различными вариантами развития.
Нейропсихологическая коррекция представляет собой трехуровневую систему. Каждый уровень коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.
Многие особенности развития ребенка можно скорректировать, пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей выделено четыре основных блока упражнений:
- Дыхательные;
- Глазодвигательные;
- Растяжки;
- Упражнения двигательного репертуара.
Также в занятие добавляется дополнительная когнитивная нагрузка для тренировки памяти, внимания и мышления.
Перед записью на коррекционные занятия к нейропсихологу необходима первичная диагностика.
Справка. Правильная последовательность двигательного развития:
- Проходит родовые пути;
- Лежит на спине;
- В положении на животе поднимает голову и охватывает глазами пространство;
- Поворачивается на один бок, на другой, на живот;
- Ползает по-пластунски;
- Поднимает руки, упирается;
- Садится;
- Ползает на четвереньках;
- Встаёт сначала с помощью рук, потом без;
- Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.