Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Моносимптомный ночной энурез является синонимом периодического недержания мочи в течение ночи. У детей этот симптом наблюдается часто. К 7 годам его распространенность составляет 5-10%, а у подростков – 1-2%.

Энурез – относительно доброкачественное состояние, частота его самостоятельного излечения составляет 15% в год. У 7 из 100 детей 7-ми летнего возраста с энурезом симптомы сохраняются и в подростковом возрасте. Ночной энурез считается первичным, если у ребенка или взрослого симптом существует постоянно, и не было длительных периодов отсутствия недержания мочи (6 месяцев).

Немоносимптомный ночной энурез определяется как состояние, при котором энурез связан с симптомами нарушенного мочеиспускания в дневное время (симптомами нарушенного мочеиспускания, рецидивирующими инфекциями нижних мочевых путей и/или дисфункцией кишечника).

Поскольку энурез вызывает значительный стресс и несет эмоциональные и социальные последствия для ребенка и его родственников, рекомендуется проводить обследование и лечение с возраста 6-7 лет и старше. Перед началом лечения необходимо оценить умственное развитие ребенка, ожидания семьи, социальные вопросы и культурный уровень.

Ночной энурез имеет сильную наследственную предрасположенность. Если ни у одного из родителей или их ближайших родственников не было энуреза, риск развития не превышает 15%. Если один из родителей или их ближайших родственников страдал энурезом, риск повышается до 44%, а в случае обоих родителей – до 77%.

Наиболее важным патофизиологическим фактором является высокий порог к пробуждению; ребенок не просыпается, когда мочевой пузырь наполняется. Кроме этого, свою роль играет несоответствие объема мочи, емкости и активности мочевого пузыря в ночное время. В последнее время уделяется внимание хронобиологии мочеиспусканий, поскольку описаны циркадные ритмы функции почек, головного мозга и мочевого пузыря.

Диагноз устанавливают по данным анамнеза. Прицельный опрос позволяет различить моносимптомный и немоносимптомный, первичный и вторичный энурез, а также оценить сопутствующие факторы, включая поведенческие и психологические проблемы, нарушения дыхания во сне и др.

Кроме того, полезно использовать дневник мочеиспусканий за два-три дня с указанием основных анализируемых факторов и проявлений.

При внезапном появлении энуреза, подозрении или наличии в прошлом инфекции мочевых путей необходимо обратиться к врачу (первично – к урологу или нефрологу).

При наличии сопутствующих проблем с дыханием рекомендуется консультация врача-оториноларинголога.

При сопутствующих нарушениях развития, внимания или обучения, семейных проблемах, стрессе у родителей необходимы консультации невролога и психолога.

В нашей клинике сформирован четкий алгоритм ведения детей с энурезом. Мультидисциплинарная бригада, в составе невролога, уролога, психолога смогут достоверно и своевременно установить причину энуреза и назначить соответствующее лечение.

Материал подготовлен по данным Клинических рекомендаций по Детской урологии Европейской Ассоциации Урологов 2020 года