В клещах опасности: нужна ли прививка от клещевого энцефалита

Cоветы тем, кто ставит прививку от энцефалита и тем, кто еще сомневается

Береженого прививка бережет. Март - время, когда природа дает горожанам фору. Клещи еще дремлют, а вот людям, которых волнует свое здоровье, сейчас важно не проспать вакцинацию. Ведь оказаться в «клещах» смертельно опасной инфекции вряд ли кто-нибудь хочет. Итак, вооружаемся против заразных букашек знаниями.

Вакцинация против клещевого энцефалита: привит – значит, вооружен

Чтобы противостоять атаке кровососов, нужно быть во всеоружии. Главная защита против ядовитых вампиров – вакцина. Вовремя сделанная прививка практически исключает риск осложнений после укусов клещей. Поставить прививку от клещевого энцефалита в Екатеринбурге детям и взрослым в удобное время можно в «УГМК-Здоровье». Чтобы обезопасить себя и близких, следует запомнить несколько правил.

1. Если вы прививаетесь впервые. Новичкам, тем, кто еще ни разу не проводил вакцинацию от клещевого энцефалита, нужно готовить «телегу зимой», в крайнем случае, в начале весны. Таким пациентам прописывают два укола с интервалом от 1 до 7 месяцев (в зависимости от вакцины). Все это время, а также еще две недели после повторной прививки в лес или на дачу – ни ногой. Завершает курс дебютной вакцинации 3 доза антиэнцефалитного препарата, которую обязательно прописывают через 5-12 месяцев. Дальше следуют курсы ревакцинации, которые поддерживают защитный уровень антител в вашей крови: по одной прививке через 3-5 лет в зависимости от возраста и вакцины.
  2. Если вы затянули со сроками и хотите обезопасить себя по-быстрому. Для любителей откладывать важные дела «на потом» есть схемы, так называемой, экстренной или ускоренной вакцинации. В этих случаях перерыв между 1-й и 2-й прививкой сокращается до 2х недель, если используется импортный препарат, и до 1 месяца – если лекарство отечественное. Ускоренные курсы прописывают как детям, так и взрослым, но все же лучше найти время – и привиться по стандартной схеме. В гости к клещам также разрешается идти только через полмесяца после второй прививки.
  3. Если вы прививаетесь не регулярно, а от случая к случаю. В случае, когда схема вакцинации против клещевого энцефалита нарушается или прививку ставили давно (более 4-5 лет назад), то пациенты либо начинают курс заново, либо сдают анализ крови на определение уровня защитных антител против вируса клещевого энцефалита. Если результат отрицательный, считается, что иммунитет к инфекции отсутствует. Результат этого исследования позволяет индивидуально решить вопрос о сроках проведения очередной прививочной кампании.
  4. Если вы до сих пор сомневаетесь – ставить ли прививку и какую именно. Скептикам, которые до сих пор сомневаются в эффективности прививок от энцефалита, врачи обычно приводят беспристрастную статистику: ВСЕ, кто погиб от этой инфекции, как привило, не были он нее привиты. Что касается проблемы выбора, какая вакцина лучше – наша или заграничная – то все препараты, используемые в нашем регионе (австрийская, германская, «московская») защищают от различных вариантов вируса (западный, восточный и т.д.) и являются взаимозаменяемыми. По возможности, первые две прививки лучше провести одним и тем же препаратом.
  5. Если вы боитесь ставить прививку. Современные вакцины против клещевого энцефалита являются инактивированными, т.е. они состоят из участков разрушенного вируса. Живого компонента в них нет, поэтому сами по себе вызвать энцефалит они не могут. После прививки большинство детей и взрослых чувствуют себя хорошо, у четверти наблюдается лишь небольшое недомогание, да место укола может побаливать. Повышение температуры (чаще у детей) и покраснение там, где ввели вакцины, встречаются еще реже – у людей с повышенной чувствительностью к вакцине. Эти проявления снимаются жаропонижающими и противоаллергическими препаратами.
  6. Если вы сомневаетесь, ставить ли прививку маленькому ребенку. Что касается детей, то их можно прививать австрийской и германской вакцинами уже с 12 месяцев, а в высокого риска укуса - даже с 6-ти месяцев! Эти препараты имеют специальную «детскую» форму и переносятся малышами очень хорошо. Отечественная вакцина используется с 3-х лет. Ее дозировке пока все возрасты покорны – она едина и для взрослых, и для детей – поэтому повышение температуры у малюток после укола отмечается несколько чаще.

Что делать если укусил клещ?

Вы нашли на теле присосавшегося паразита? Неприятно, но это не конец света. Лучше выдохнуть и вспомнить девиз Карлсона - спокойствие и только спокойствие. Есть четкие правила, которые с детства нужно усвоить всем, кто рискует оказаться в клещах опасности. Ведь большая вероятность повстречать кровососов есть даже у жителей мегаполисов. Итак, заметив на теле клеща, вы должны:

1. Удалить паучка. Делать это нужно очень осторожно и аккуратно. Клеща нужно зацепить ниткой, пинцетом или крючком за хоботок, медленно раскачать из стороны в сторону и вытянуть. Мазать его маслом особого смысла нет. Маленький вампир должен остаться целым – если он разрушится, вирусы могут попасть в кровь. Место укуса следует обработать спиртом или йодом, а руки хорошо вымыть. Обидчика же не выбрасывают и не сжигают, а помещают в герметичную ёмкость (лучше с влажной ваткой) и при первой же возможности везут на исследование.
  2. Отнести в лабораторию. На анализ клеща передают, чтобы установить, какие вирусы в нем есть (вирус клещевого энцефалита, возбудителей Лайм-боррелиоза, риккетсиоза и т.п.) и чего ожидать от укуса. В этом случае можно будет быстрее начать лечение и уменьшить риск осложнений. Особенно это важно, если вы подцепили, к примеру, лайм-боррелиоз, ведь, в отличие от клещевого энцефалита, им можно заболеть не однократно, стойкого пожизненного иммунитета к нему не формируется. Зато это заболевание боится антибиотиков. От вируса клещевого энцефалита, к сожалению, специфического лекарства не существует, и на сегодня вакцинация признана самой лучшей защитой.
  3. Обратиться к врачу. Если вас цапнул клещ, а вы не были привиты от энцефалита, вам пропишут противоклещевой иммуноглобулин. Чем раньше его вколоть, тем лучше, в идеале – в первые двое суток. Препарат содержит готовые антитела (защитные белки) против вируса, приготовленные из крови ранее привитых людей. Объём лекарства зависит от массы тела. Правда, его эффективность в разы ниже, чем у вакцинации, а стоимость в разы выше. Поэтому профилактика клещевого энцефалита - заблаговременная прививка - может не только поможет спасти ваше здоровье и жизнь, но и кошелек. Если же вы подготовились к встрече с клещом и прошли курс вакцинации, или прививаетесь давно, без нарушения графика очередных ревакцинаций, в этом случае иммуноглобулин можно не ставить. Впрочем, это решение – за врачом.

Где поставить прививку от клещевого энцефалита

Не надейтесь «на авось», лучше грамотно подготовьтесь к встрече с клещами – ведь маленькие паразиты представляют огромную опасность. В клинике «УГМК-Здоровье» в Екатеринбурге Вы можете получить исчерпывающие консультации по вопросам профилактики инфекционных заболеваний.

Опытные врачи иммунологи-аллергологи «УГМК-Здоровье» составят индивидуальный план вакцинации и компетентно ответят на все вопросы. В случае необходимости можно пройти рекомендуемое перед прививками обследование.

Поставить прививку от клещевого энцефалита по невысокой цене в удобное для Вас время можно в «Европейском медицинском центре «УГМК-Здоровье» по адресу Екатеринбург, улица Шейнкмана, 113 и в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» по адресу Шейнкмана, 73.

Запись по телефону (343) 283-08-08

05.12.2016